В индийской философии, турия (санскр. तुरीय, что означает «четвертый») или “chaturiya”, “chaturtha”, “чистое сознание”. Турия – это фон, который лежит в основе и пронизывает три общих состояния сознания. Три общих состояния сознания: бодрствование, состояние сновидений и глубокий сон без сновидений.
Мандукья Упанишад
Турия обсуждается в стихе 7 Мандукья-упанишады; однако эта идея содержится в древнейших Упанишадах. Например, в главах с 8.7 по 8.12 Чхандогья-упанишад обсуждаются «четыре состояния сознания»: бодрствование, сон, наполненный сновидениями, глубокий сон и состояние за пределами глубокого сна. Точно так же Брихадараньяка Упанишад в главе 5.14.3 обсуждается состояние Турии, как и в Майтри Упанишаде, в разделах 6.19 и 7.11.
Стих VII Мандукья-упанишаде описывает Турию:
“Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной [лишь] познанием, [не являющейся] ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной – считают четвертую [стопу]. Это Атман, это надлежит распознать”.
Озарение во время медитации Турии известно как аматра, «не измеряемое» или «неизмеримое» в Мандукья-упанишаде, являющееся синонимом самадхи в терминологии Йоги.
Понимание Турии в Адвайта Веданте
Адвайта постулирует три состояния сознания, а именно бодрствование (jagrat), сновидение (svapna), глубокий сон (suṣupti), которые переживаются человеком на опыте и соответствуют доктрине трех тел:
- Первое состояние – это состояние бодрствования, в котором мы осознаем наш повседневный мир. Это грубое тело.
- Второе состояние – это ум в сновидениях. Это тонкое тело.
- Третье состояние – это состояние глубокого сна. Это причинное тело.
Адвайта также постулирует четвертое состояние Турия, которое некоторые описывают как чистое сознание, фон, который лежит в основе этих трех общих состояний сознания и превосходит их. Турия – это состояние освобождения, в котором, согласно школе Адвайты, человек переживает бесконечное (ананта) и неразличающее (адвайта/ абхеда), то есть свободное от дуалистического опыта, состояние, в котором постигается аджативада, не имеющее источника.
Согласно Чандрадхара Шарме, состояние Турия – это то место, где реализуется основополагающее Я, оно безмерно, ни причина, ни следствие, всепроникающее, без страдания, блаженное, неизменное, самосветящееся, реальное, имманентное и трансцендентное.
Те, кто пережили стадию самосознания Турия, достигли чистого осознания своего собственного недвойственного Я как единого со всеми и всем, для них Познание, Познающий, Познаваемое (Риши, девата, Чхандас) становятся одним (Самхита), они достигают уровня Дживанмукта (достигший освобождения при жизни).
Адвайта прослеживает основу этой онтологической теории в более древних санскритских текстах. Например, в главах с 8.7 по 8.12 Чхандогья Упанишад обсуждаются «четыре состояния сознания»: бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон и состояние за пределами глубокого сна. Одно из самых ранних упоминаний Турии в индуистских писаниях встречается в стихе 5.14.3 Брихадараньяка Упанишад. Эта идея также обсуждается в других ранних Упанишадах.
Гаудапада
Гаудапада (ок. 7-го в.) был одним из первых гуру в Адвайта Веданте. Гаудапада был великим гуру великого гуру Ади Шанкары, одна из самых важных фигур в индийской философии.
Гаудапада составил Мандукья Карику, также известную как Гаудапада Карика и Агама Шастра. В этой работе Гаудапада рассмотрел восприятие, идеализм, причинность, истину и реальность. Четвертое состояние (турия авастха) соответствует безмолвию, а три других соответствуют АУМ. Это субстрат трех других состояний. Буддисты считают это абсолютной пустотой (атйанта-шуньята).
Ади Шанкара
Ади Шанкара описал, на основе идей, изложенных в Мандукья-упанишаде, три состояния сознания, а именно бодрствование (jågrata), сновидение (svapna) и глубокий сон (susupti), которые соответствуют трем телам:
- Первое состояние – это состояние бодрствования сознания, в котором мы осознаем наш мир днём. «Оно описывается как направленное вовне (bahish-prajnya), грубое (sthula) и универсальное (vaishvanara)». Это грубое тело.
- Второе состояние – это состояние сновидящего ума. «Оно описывается как направленное внутрь (antah-prajnya), тонкое (pravivikta) и горящее (taijasa)». Это тонкое тело.
- Третье состояние – это состояние глубокого сна. В этом состоянии сконцентрирована фундаментальная основа сознания. «Господь всего (sarv’-eshvara), знающий все (sarva-jnya), внутренний управляющий (antar-yami), источник всего (yonih sarvasya), источник и растворение сотворенных вещей (prabhav-apyayau hi bhutanam)”. Это причинное тело (т.н. каузальное тело).
В бодрствующем сознании есть чувство «я» (самоидентификация) и осознание мыслей. В состоянии сна или сновидений, чувство «я» отсутствует или почти отсутствует; однако есть мысли и осознание мыслей. Бодрствование и сон не являются истинными переживаниями Абсолютной Реальности и метафизической истины из-за их дуалистической природы субъекта и объекта, «я» и «не-я», эго и не-эго.
Кашмирский шиваизм
В кашмирском шиваизме есть состояние, называемое турья – “четвертое состояние”. Это не бодрствование, не сон со сновидениями и не глубокий сон. В действительности оно существует на стыке любого из этих трех состояний, то есть между бодрствованием и сновидением, между сновидением и глубоким сном, а также между глубоким сном и бодрствованием. В кашмирском шиваизме существует пятое состояние сознания, называемое Туриятита – состояние за пределами Турии. Туриятита, также называемая пустотой или шунья, – это состояние, в котором человек достигает освобождения, также известного как дживанмукти или мокша.
На основе Тантралоки, Свами Лакшман Джу представляет расширенную модель семи последовательных стадий турии. Эти этапы называются:
- Ниджананда
- Нирананда
- Парананда
- Брахмананда
- Махананда
- Чидананда
- Джагадананда
В то время как стадии 1-6 турии относятся к «внутреннему субъективному самадхи» (nimīlanā samādhi), как только самадхи становится навсегда установленным на седьмой стадии турии, описывается, что оно охватывает не только внутренний субъективный мир, но и весь внешний объективный мир (unimīlanā samādhi).
Оставить комментарий