Трансцендентальная Медитация

Турия: состояние Чистого сознания (ЧС) в Упанишадах

В индийской философии, турия (санскр. तुरीय, что означает «четвертый») или “chaturiya”, “chaturtha”, “чистое сознание”. Турия – это фон, который лежит в основе и пронизывает три общих состояния сознания. Три общих состояния сознания: бодрствование, состояние сновидений и глубокий сон без сновидений.

Мандукья Упанишад

Турия обсуждается в стихе 7 Мандукья-упанишады; однако эта идея содержится в древнейших Упанишадах. Например, в главах с 8.7 по 8.12 Чхандогья-упанишад обсуждаются «четыре состояния сознания»: бодрствование, сон, наполненный сновидениями, глубокий сон и состояние за пределами глубокого сна. Точно так же Брихадараньяка Упанишад в главе 5.14.3 обсуждается состояние Турии, как и в Майтри Упанишаде, в разделах 6.19 и 7.11.

Стих VII Мандукья-упанишаде описывает Турию:

“Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной [лишь] познанием, [не являющейся] ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной – считают четвертую [стопу]. Это Атман, это надлежит распознать”.

Озарение во время медитации Турии известно как аматра, «не измеряемое» или «неизмеримое» в Мандукья-упанишаде, являющееся синонимом самадхи в терминологии Йоги.

Понимание Турии в Адвайта Веданте

Адвайта постулирует три состояния сознания, а именно бодрствование (jagrat), сновидение (svapna), глубокий сон (suṣupti), которые переживаются человеком на опыте и соответствуют доктрине трех тел:

  1. Первое состояние – это состояние бодрствования, в котором мы осознаем наш повседневный мир.  Это грубое тело.
  2. Второе состояние – это ум в сновидениях. Это тонкое тело.
  3. Третье состояние – это состояние глубокого сна. Это причинное тело.

Адвайта также постулирует четвертое состояние Турия, которое некоторые описывают как чистое сознание, фон, который лежит в основе этих трех общих состояний сознания и превосходит их. Турия – это состояние освобождения, в котором, согласно школе Адвайты, человек переживает бесконечное (ананта) и неразличающее (адвайта/ абхеда), то есть свободное от дуалистического опыта, состояние, в котором постигается аджативада, не имеющее источника.

Согласно Чандрадхара Шарме, состояние Турия – это то место, где реализуется основополагающее Я, оно безмерно, ни причина, ни следствие, всепроникающее, без страдания, блаженное, неизменное, самосветящееся, реальное, имманентное и трансцендентное.

Те, кто пережили стадию самосознания Турия, достигли чистого осознания своего собственного недвойственного Я как единого со всеми и всем, для них Познание, Познающий, Познаваемое (Риши, девата, Чхандас) становятся одним (Самхита), они достигают уровня Дживанмукта (достигший освобождения при жизни).

Адвайта прослеживает основу этой онтологической теории в более древних санскритских текстах. Например, в главах с 8.7 по 8.12 Чхандогья Упанишад обсуждаются «четыре состояния сознания»: бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон и состояние за пределами глубокого сна. Одно из самых ранних упоминаний Турии в индуистских писаниях встречается в стихе 5.14.3 Брихадараньяка Упанишад. Эта идея также обсуждается в других ранних Упанишадах.

Гаудапада

Гаудапада

Гаудапада (ок. 7-го в.) был одним из первых гуру в Адвайта Веданте. Гаудапада был великим гуру великого гуру Ади Шанкары, одна из самых важных фигур в индийской философии.

Гаудапада составил Мандукья Карику, также известную как Гаудапада Карика и Агама Шастра. В этой работе Гаудапада рассмотрел восприятие, идеализм, причинность, истину и реальность. Четвертое состояние (турия авастха) соответствует безмолвию, а три других соответствуют АУМ. Это субстрат трех других состояний. Буддисты считают это абсолютной пустотой (атйанта-шуньята).

Ади Шанкара

Ади Шанкара

Ади Шанкара описал, на основе идей, изложенных в Мандукья-упанишаде, три состояния сознания, а именно бодрствование (jågrata), сновидение (svapna) и глубокий сон (susupti), которые соответствуют трем телам:

  1. Первое состояние – это состояние бодрствования сознания, в котором мы осознаем наш мир днём. «Оно описывается как направленное вовне (bahish-prajnya), грубое (sthula) и универсальное (vaishvanara)». Это грубое тело.
  2. Второе состояние – это состояние сновидящего ума. «Оно описывается как направленное внутрь (antah-prajnya), тонкое (pravivikta) и горящее (taijasa)». Это тонкое тело.
  3. Третье состояние – это состояние глубокого сна. В этом состоянии сконцентрирована фундаментальная основа сознания. «Господь всего (sarv’-eshvara), знающий все (sarva-jnya), внутренний управляющий (antar-yami), источник всего (yonih sarvasya), источник и растворение сотворенных вещей (prabhav-apyayau hi bhutanam)”. Это причинное тело (т.н. каузальное тело).

В бодрствующем сознании есть чувство «я» (самоидентификация) и осознание мыслей. В состоянии сна или сновидений, чувство «я» отсутствует или почти отсутствует; однако есть мысли и осознание мыслей. Бодрствование и сон не являются истинными переживаниями Абсолютной Реальности и метафизической истины из-за их дуалистической природы субъекта и объекта, «я» и «не-я», эго и не-эго.

Кашмирский шиваизм

Свами Лакшман Джу

В кашмирском шиваизме есть состояние, называемое турья – “четвертое состояние”. Это не бодрствование, не сон со сновидениями и не глубокий сон. В действительности оно существует на стыке любого из этих трех состояний, то есть между бодрствованием и сновидением, между сновидением и глубоким сном, а также между глубоким сном и бодрствованием. В кашмирском шиваизме существует пятое состояние сознания, называемое Туриятита – состояние за пределами Турии. Туриятита, также называемая пустотой или шунья, – это состояние, в котором человек достигает освобождения, также известного как дживанмукти или мокша.

На основе Тантралоки, Свами Лакшман Джу представляет расширенную модель семи последовательных стадий турии. Эти этапы называются:

  1. Ниджананда
  2. Нирананда
  3. Парананда
  4. Брахмананда
  5. Махананда
  6. Чидананда
  7. Джагадананда

В то время как стадии 1-6 турии относятся к «внутреннему субъективному самадхи» (nimīlanā samādhi), как только самадхи становится навсегда установленным на седьмой стадии турии, описывается, что оно охватывает не только внутренний субъективный мир, но и весь внешний объективный мир (unimīlanā samādhi).

enjoytm

Слушай свое сердце!

Оставить комментарий

20 знаменитостей о ТМ

7 шагов обучения Трансцендентальной Медитации

Бесплатная вводная лекция (45–55 минут)
Личная встреча (5–10 минут)
День 1: Персональная инструкция (1–2 часа)
День 2: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 3: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 4: Проверочная сессия (60–90 минут)
Завершение курса

Свяжитесь с вашим местным учителем ТМ.

Заявка на участие в ближайшем вебинаре

Теперь, не выходя из дома или офиса, вы узнаете:

Что такое Трансцендентальная Медитация (ТМ) и как ее практиковать
Как забыть о стрессе и страданиях, и начать жить полной, счастливой жизнью с помощью ТМ
Почему ТМ работает сразу же, с первого дня

Занятия онлайн проводят квалифицированные Учителя ТМ с многолетним опытом.

Рэй Далио: Как работает техника ТМ

Заявка на обучение





Задайте Ваш вопрос в Вацап

Вам ответит квалифицированный учитель Трансцендентальной Медитации:

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное