Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.16
Но в тех, в ком то неведение разрушено мудростью, мудрость, подобно солнцу, освещает То, что трансцендентно.
“Неведение”: об отделенности внутреннего и внешнего аспектов жизни, о Бытии как не вовлеченном в деятельность, об истиной природе “я” и мира, о постоянном и вечно меняющемся аспектах жизни, о природе свободы и пут.
“То неведение”: употребление слова “то”, а не “это” предает идею, что неведение далеко от человека. В своей природе оно чуждо высшему “Я”.
Изображая мудрость, разрушающую неведение, этот стих показывает, что разрушение неведения и освещение трансцендентного Бытия мудростью идут рука об руку. Солнце устраняет тьму и распространяет свет в то же самое время. Это указывает, что когда неведение было разрушено мудростью, ничего не нужно делать, чтобы познать Трансцендентное.
Оно вездесуще, скрытое только неведением, и когда эта завеса уничтожена знанием, Оно воссияет в Своем собственном свете. Вот почему мудрость относится к природе Абсолюта, трансцендентного Бытия — мудрость есть Абсолют; как провозгласили Упанишады: “прагьянам брахма”.
Этот стих проясняет, что неведение уничтожается обретением знания, а не что знание постигается уничтожением неведения. Поэтому ищущий не должен пытаться выйти из незнания; скорее ему следует пытаться получить знание через непосредственный опыт’.
Было бы интересно упомянуть здесь, что жизнь, которую неведение полагает за единое, анализом Санкхьи разрывается на два разных компонента — меняющийся и неизменный2. Они познаются как две разные области жизни на непосредственном опыте, благодаря Йоге3. Понимание, достигнутое благодаря Санкхье, подтверждается Йогой: когда в космическом сознании человек начинает жить жизнью в состоянии, где высшее “Я” остается невовлеченным в деятельность4, тогда истинность учения Санкхьи становится значимой в практической жизни. Это позволяет человеку жить в осознании того, что две фазы жизни, относительная и абсолютная, отделены друг от друга, и что даже в относительном поле грех и добродетель, вызывающие, соответственно, страдание и радость, возникают из привязанности “я” к деятельности, которая, в свою очередь, возникает из-за отсутствия знания.
Назад | Оглавление | Вперед