Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.18
В брамине, наделенном ученостью и смиренностью, в корове, слоне, собаке и даже в том, кто утратил свою касту, просветленный осознает одно и то же.
Стих дает критерий мировоззрения в состоянии просветления. Те, кто постиг Реальность жизни, “осознают одно и то же” единство во всем многообразии опыта.
“Брамин”: человек, родившийся в семье брамина, чья жизнь посвящена изучению Веды и духовному знанию. Употребление этого слова в связи с коровой, слоном и собакой указывает на то, что Господь хочет подчеркнуть, что Бытие развитого человека и животных — одно и то же;
и что, утвердившись в единстве Бытия и осознав Единство Трансцендентного, лежащее в основе многообразия, он обретает уравновешенность видения.
“Ученостью и смиренностью”: мудрость приносит смиренность. Так же, как мудрый человек видит отличия и различия в мироздании как временные, с единой конечной Реальностью, лежащей в основе их всех, так не станет он настаивать, что явления должны происходить каким-либо определенным образом. Он воспринимает все явления легко, потому что он знает, что все они имеют один общий конец. Это естественное качество Бытия в мудром человеке расценивается как смиренность. Действительно, смиренность — критерий мудрости, возникающей фактически из возросшего чувства единства жизни, основного Единства всех существ.
Смиренность обычно понимается как честное признание кем-либо личных ограничений, невежества и ничтожности; но истинная смиренность заключается в качестве Бытия, а не в каком-либо складе ума.
Ум реализовавшегося человека всецело проникнут состоянием Бытия — единством жизни — и такой ум естественно обладает единством видения, независимо от того, что он видит. Видимые различия относительного существования не могут разделить его видения.
Это не значит, что такой человек не видит корову или не способен отличить ее от собаки. Разумеется, он видит корову как корову, собаку — как собаку, но форма коровы и форма собаки не делают его слепым к единству высшего “Я”, которое одинаково в обеих. Хотя он видит корову и собаку, его высшее “Я” утвердилось в Бытии коровы и Бытии собаки, являющемся его собственным Бытием. Господь подчеркивает, что просветленный человек, созерцая и действуя во всем многообразном творении, не отступает от своего непоколебимого Единства жизни, которым насыщен его ум и которое неизгладимо влилось в его видение.
“Брамин, наделенный ученостью и смиренностью”, олицетворяет все, над чем господствует влияние саттвы. “Корова” воплощает все, над чем господствует смешанное влияние раджаса и саттвы. “Собака” воплощает все, над чем господствуют раджас и тамас. “Слон” представляет все, над чем господствует влияние тамаса. “Тот, кто утратил свою касту” представляет самое низкое в человеческой жизни, человека, живущего в полном невежестве, того, кто утратил путь своей эволюции. Значение в том, что тот, кто осознал высшее “Я” как отделенное от поля относительного существования, непоколебим в самом себе и совершенно не затронут влиянием саттвы, раджаса или тамаса и наклонностей, вытекающих из них. Он обладает уравновешенностью видения повсюду.
Следующий стих показывает первостепенную важность такого единства видения.
Назад | Оглавление | Вперед