Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.8
Говорят, тот йог единен , кто удовлетворен в знании и опыте, непоколебим, хозяин чувств, кто уравновешен в восприятии земли, камня или золота.
Господь раскрывает два аспекта реализации, два аспекта становления йога. Первый — обретение ясного интеллектуального представления об Истине через правильное понимание Реальности, достигнутое слушанием, мышлением, созерцанием и интеллектуальным различением Ее многообразных аспектов. Однако, это удовлетворяет только ум. Другой аспект — аспект познания Реальности на непосредственном опыте, который удовлетворяет сердце. Это достигается благодаря Трансцендентальной Медитации.
Господь говорит, что, когда ум удовлетворен совершенно ясным интеллектуальным представлением о Реальности, а сердце удовлетворено непосредственным опытом Ее блаженной и вечной природы, тогда человек достигает вечной удовлетворенности. Только в таком случае он становится тверд в своем собственном состоянии жизни. Такая непоколебимая природа всегда ведет себя в области чувств как “хозяин чувств”, и никогда как их раб. Он “говорят, достиг единения”, он — йог, чья жизнь отмечена уравновешенным состоянием ума на протяжении всего опыта в поле многообразия.
Идея равновесия жизни будет много раз возникать в течение беседы. Повторение этого принципа через короткие промежутки указывает не только на действительную важность, но и на его уместность для положения Арджуны. В то же время это доводит до него, что, какой бы метод ум ни принял, чтобы стать утвердившимся в Реальности — будь то путь действия или путь отречения, — вливание Бытия в природу ума одинаково, и несет с собой то же самое уравновешенное мировоззрение. Хотя они могут различаться по образу жизни и манере деятельности, те, кто реализовался, обладают общим: они всегда обладают уравновешенным пониманием и видением.
Высказавшись о внутреннем состоянии ума реализовавшегося человека и о его природе во время восприятия внешнего мира, Господь в следующем стихе описывает его поведение по отношению к другим в обществе.
Назад | Оглавление | Вперед