Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.6
Тот, кто покорил свое “я” лишь своим высшим “Я”, — друг самому себе; но высшее “Я” того, кто не покорил своего “я”, будет вести себя враждебно, как недруг.
Обретение умом (“я” в его относительном аспекте) состояния Самореализации, или трансцендентального сознания, описывается здесь как покорение: низшее “я” завоевало высшее “Я”. В результате этого завоевания индивидуальный ум достиг статуса космического ума, или чистого сознания. Этот космический разум затем становится основой всей практической жизни; он поддерживает и придает силу всем областям относительности.
Во время медитации ум достигает состояния трансцендентального Бытия и, выходя из Трансцендентного в поле относительной жизни, остается насыщенным Бытием. С непрерывной практикой Трансцендентальной Медитации наступает момент, когда насыщенность ума Бытием становится постоянной и продолжается без перерыва на протяжении всех ощущений в относительном мире, в результате чего высшее “Я” ощущается как отделенное от деятельности, а сковывающее влияние действия нейтрализовано. Сознательный ум человека, действуя в мире, в таком случае действует в свободе, поддерживаемый и защищенный Бытием. Вот как высшее “Я”, будучи завоевано низшим “я”, дружески относится к “я”.
Низшее “я” и высшее “Я” принадлежат одной неделимой Реальности, включающей и трансцендентальные и относительные аспекты жизни. Подобно братьям, связанным естественным родством крови, они всячески поддерживают друг друга. Это один аспект их взаимоотношений. Но есть и другой: когда между братьями возникают разногласия, они могут стать смертельными врагами. Это происходит, когда низшее “я” не завоевало высшее “Я”.
Если человек не начал медитировать и не постиг сознательно высшего “Я”, если его ум не достиг области трансцендентального Бытия, в таком случае он не достигнет статуса космического разума ни временно, ни постоянно. Это значит, что его низшее “я” не знакомо с высшим “Я” и что между ними двумя нет никакой координации. Одно не приняло другое. Они противопоставлены друг другу в своей сущностной природе, ибо одно относительно, а другое — трансцендентально. В поле относительности они существуют как враги. Низшее “я” действует посредством чувств, поощряя их и наслаждаясь многообразием объективного опыта, тем самым мешая высшему “Я” быть эффективным в относительном поле существования и позволяя Ему оставаться как бы ограниченным областью Трансцендентного. В ответ, высшее “Я” также ведет себя как враг низшего “я”. Оно не пытается спасти низшее “я” из жестких тисков вечно меняющейся жизни относительного существования, но позволяет ему остаться в цикле рождения и смерти. Высшее “Я” не предоставляет безграничной энергии, мудрости, созидательности и счастья, которые единственно дадут мир и довольство низшему “я”.
Покорение низшего “я” высшим “Я” и завоевание высшего “Я” низшим “я” равносильно одному и тому же. Это может быть понято любым образом, поскольку покорение означает Единение двух, или слияние одного с другим. Слияние низшего “я” с высшим “Я” происходит в состоянии трансцендентального сознания, и становится постоянным в космическом сознании. Низшее “я” обнаруживает себя единым с высшим “Я”. Это то состояние, в котором “я” и высшее “Я” поддерживают друг друга столь любовно, что они не существуют независимо друг от друга.
Следующий стих развивает тему внутренних и внешних условий реализовавшегося человека, того, кто “покорил”.
Назад | Оглавление | Вперед