Вопрос: В своем комментарии к Гите, Шанкара говорит о людях действия и людях знания?
МАХАРИШИ: Это неверное толкование [текста Шанкары]. Потому что каждый человек способен и на действие и на знание. И действие после получения знания. Это правильно.
Это разделили толкователи. Они говорят, что существуют пути – путь знания, путь действия, путь преданности и путь йоги. Это такое глупое толкование! (смех) Каждый человек рожден, чтобы наслаждаться величием всех этих путей и целью всех этих (путей).
Не существует отдельных путей, как они говорят. Это отдельные части одного пути – один путь, а затем четыре части, вот так.
И тогда они оправдывают свое видение, тем, что все люди не одинаковы. Разные люди различны по своим устремлениям, знаниям, уровню сознания, и поэтому разные пути подходят разным людям. И это звучит логично на уровне невежества, очень логично – разные пути для разных людей. Кто может сказать «нет» этому, такому логичному утверждению. Но все это так неправильно. Не существует четырёх путей.
Каждый человек должен быть йогом, это значит, что он должен пройти путь йоги. Каждый человек должен быть гьяни, это значит, что он должен пройти путь гьяна, путь знания. Каждый человек должен быть бхактой, преданным, это значит, что он должен пройти путь преданности. Каждый человек должен быть карми, деятелем и действующим лицом. Жизнь не может быть без действия в любом случае. Он должен быть действующим лицом, установленным в этом бесконечном качестве.
Каждый человек должен быть идеальным. Не то, чтобы один человек был йогом, а другой – карми, а третий – преданным, а четвертый – гьяни. Нет, это огромное невежество.»
Амхерст, 1971