Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.22
Довольный всем, что приходит непрошено, вне парных противоположностей, свободный от зависти, уравновешенный в успехе и неудаче, даже действуя, он не связан.
Этот стих рисует образ освобожденного человека.
“Довольный тем, что приходит непрошенно”: просветленный человек живет осуществленной жизнью. Его действия, свободные от желания, служат только запросам времени. У него нет какого-либо личного интереса. Он занят осуществлением космической цели, и потому его действия направляются природой. Значит, ему незачем волноваться о своих потребностях. Его потребности — это потребности природы’, которая заботится об их удовлетворении, в то время как он остается лишь инструментом Божественного.
“Вне парных противоположностей”: вне влияния трех гун2. Это выражение равно относится к трансцендентальному сознанию, космическому сознанию и сознанию Бога. Трансцендентальное сознание абсолютно по своей природе, без какого-либо следа двойственности. Космическое сознание совместимо с признанием “пар противоположностей”, но только как существующих совершенно отдельно от высшего “Я”. Сознание Бога также признает “пары противоположностей”, но уже только как неотделимых от высшего “Я”, которое, в Свою очередь, неотделимо от Бога.
“Свободный от зависти”: зависть — это качество, которое выводит человека из равновесия и позволяет дхарме завладеть им на уровне сознания, отличном от его собственного3. Это большая опасность, так как это подходит для того, чтобы сбросить человека с пути его собственной эволюции.
Человек, свободный от зависти, свободен и от этой опасности. Его ничто не соблазняет, ибо он возвысился до абсолютной свободы. К чему еще он мог бы стремиться? Поднявшись до состояния космического сознания, он мог бы стремиться к сознанию Бога, и это, как можно было бы подумать, оставляло бы возможность для зависти. Однако если бы человек, обладающий космическом сознанием, увидел того, кто обрел сознание Бога, он, скорее, проникся бы к нему любовью и преданностью, нежели стал завидовать ему.
“Уравновешенный в успехе и неудаче”: см. главу II, стихи 38, 48, 50.
“Даже действуя, он не связан”: см. главу III, стих 28.
Когда благодаря медитации ум находит полное удовлетворение в блаженстве высшего “Я”, всякая неудовлетворенность более невозможна. И тогда ни удовольствия, ни боль не могут нарушить равновесия ума. Таково состояние освобожденного человека1.
Назад | Оглавление | Вперед