Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.12
Расположившись там на сиденье, устремив ум к одному, подавив деятельность чувств и мысли, пусть он занимается Йогой ради самоочищения.
Первый момент, который Господь хочет прояснить — то, что медитацией следует заниматься в сидячем положении, а не лежа или стоя. Положение лежа делает ум вялым; человек, медитирующий стоя, будет бояться упасть во время глубокого погружения внутрь. Для начала медитации необходимо нормальное состояние ума. Ум не должен быть ни вялым, ни слишком активным. Когда он вялый, склонный к сонливости, он утрачивает способность ощущать. Когда он слишком активный, он остается в области грубого опыта, как бы отказываясь войти в поле тонкого опыта, так же, как человек, очень активный на поверхности воды, не тонет. Медитировать значит позволить уму утонуть в высшем “Я”. Процесс погружения не начинается, если ум слишком активен, каким ему приходится быть, когда тело стоит. Поэтому Господь говорит Арджуне, что ему следует сесть, чтобы начать медитацию.
“Устремив ум к одному”: однонаправленность наиболее действенно выявляется, когда уму позволяют устремиться ко все более тонким со-стояниям мыслительного процесса.
“Подавив деятельность чувств и мысли”: всякий опыт возникает из соединения ума с объектами опыта посредством чувств. Во время медитации ум начинает соединяться со все более тонкими сферами чувств, и, таким образом, продолжает испытывать все более тонкие аспекты объекта опыта, пока наконец, соединившись с тончайшим уровнем чувств, он не воспримет тончайшее состояние объекта, и затем, выйдя за его пределы, не станет утвердившимся в состоянии Бытия. Таким образом деятельность ума и чувств постепенно подавляется.
В состоянии абсолютного сознания ум свободен от всех видов относительного порядка и таким образом достигает своего наиболее очищенного состояния. Это состояние Йоги. Господь говорит: “занимайся Йогой ради самоочищения”. Этим Он подразумевает, что практика достижения этого состояния — средство достичь очищения тела, ума и духа.
Когда ум ощущает тонкие состояния объекта медитации, он становится очень острым и утонченным. В то же время соответственно утонченным становится дыхание, и это легкое, тонкое дыхание способствует возврату нервной системы к нормальному порядку функционирования; любое аномальное функционирование восстанавливается до нормы. Когда ум обретает трансцендентальное сознание, он достигает своего максимально очищенного состояния. И в то же время вся нервная система обретает состояние спокойной готовности. В этом состоянии тело становится живым инструментом, настроенным на божественную природу1. Это наиболее очищенное состояние тела.
Что же касается очищения духа, или “я”, чистое состояние духа — Бытие, которое есть безграничное вселенское чистое сознание. Когда, благодаря практике медитации, ум достигает этого сознания, индивидуальный дух, связанный временем, пространством и причинностью, обнаруживает свою безграничную космическую природу. С практикой это состояние становится постоянным, и высшее “Я” ощущается как полностью отделенное от деятельности. Это наиболее очищенное состояние “я”, или духа.
Вот как практика Йоги — то есть Трансцендентальной Медитации — приводит к самоочищению.
Интересно заметить, что в стихе 11 главы V эффект самоочищения приписывался действию, совершаемому йогом. Это учение становится значимым благодаря практике Йоги.
Назад | Оглавление | Вперед