Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.4
Не воздержанием от действия человек достигает не-действия; и не простым отречением приходит он к совершенству.
“He-действие” — наиболее близкий по смыслу перевод санскритского слова “найшкармьям”, которое выражает особое качество деятеля, качество непривязанности, посредством которого он наслаждается свободой от пут действия даже во время деятельности. Оно выражает естественное и постоянное состояние деятеля. Занят ли он деятельностью состояния бодрствования или сна со сновидениями, или он пребывает в бездействии глубокого сна, он сохраняет внутреннее осознание. Это состояние жизни, при котором Самосознание не затмевается ни одним из трех относительных состояний сознания, — бодрствования, сна со сновидениями или глубокого сна. В этом состоянии “найшкармьям” деятель поднялся до четвертого состояния сознания, “турийя”; это по своей сущностной природе Самосознание, чистое абсолютное сознание-блаженство, — Сат-Чит-Ананда — в то же время включающее в себя три относительных состояния сознания.
Господь начал объяснять не-действие в стихе 48 главы II, в смысле оставления привязанностей. В этом стихе Он объясняет его без каких-либо ссылок на привязанность. В стихе 30 Он объяснит это в отношении к Нему Самому — подчинить все действия Богу. Но в каждом случае основу не-действия составляет непосредственный опыт Бытия.
“Воздерживаясь от действий”, человек просто впадает в состояние праздности или бездействие сна. Это далеко от состояния не-действия, при котором ум глубоко внутри себя остается настроенным на абсолютное Бытие, даже когда активность поддерживается на поверхности; когда два поля — Бытия и действия — познаются как отделенные друг от друга.
“Отречение”: состояние непривязанности, в котором деятель остается отделенным от поля деятельности; состояние не-действия.
Благо состояния отречения, или не-действия, в том, что высшее “Я” обнаруживает Себя отделенным от поля деятельности. Но осознание от-деленности от деятельности, приводящее к полному упадку деятельности для “Я”, не принесет “совершенства”. Совершенство требует не только отделения от деятельности, но настоящего Единения с Богом. Это означает, что индивидуальное “Я”, обособленное от деятельности на уровне индивидуальной жизни, доходит до соединения с космическим Бытием, Богом, который обособлен от деятельности на уровне космической жизни. Космическое сознание, постоянное состояние Самосознания, поднимается до состояния Божественного сознания; состояние не-действия поднимается до состояния деятельности Бога.
Назад | Оглавление | Вперед