Автор: quest4sanity, 10 июня 2009
В Трансцендентальной медитации Махариши (достижение Самадхи с помощью джапа-мантры) есть требование, чтобы ученик никому не рассказывал свою мантру. В свое время, да и сейчас тоже, это требование враждебно настроенными товарищами стало использоваться в целях демонизации данной практики. Дескать, ежели ее надо держать в секрете, то, значит, что-то в ней есть плохое и, возможно, даже опасное. Вот возникло время и желание немножко раскрыть тему, откуда такое требование взялось.
Дело в том, что психика нормального человека представляет из себя что-то вроде луковицы – она слоистая. В каждом слое у него находится свой мир, который ничего не знает о мирах в других слоях. Поэтому при переходе из одного такого слоя в другой в сознании происходит быстрое забывание одной информации и вспоминание другой, из другого слоя. В психологии такое явление забывания называется амнезией, а момент, когда происходит переключение памяти, если мне не изменяет память – амнестическим барьером. Например, мы не помним те 5-6 снов, которые гарантировано снились нам за ночь (по крайней мере, многие из нас), но сможем часть из них вспомнить, если в момент просыпания будем удерживаться в глубоко расслабленном состоянии. Или же наша память может переключаться при общении с разными людьми – с близкими мы будем помнить одно, с коллегами – другое. Или же такое переключение может происходить при поездке в отпуск, когда в память сразу врываются все, казалось бы, уже забытые воспоминания о том, как отпуск проводился в прошлый, позапрошлый и другие года. Для большинства людей такой порядок вещей является естественным.
Теперь, в той же психологии, в разделе гипноза, мы можем найти инструкции, каким образом можно быстро вводить человека в то или иное состояние. Да, собственно, и гипноза-то никакого здесь не нужно. Инициация переключений состояний это естественное явление, которым люди пользуются инстинктивно. Просто профессионалы влияния смогли выделить и систематизировать методы его инициации. Чтобы войти в другое состояние надо вспомнить события/места/вещи/людей, которые характерны исключительно для такого состояния. Так, если мы во время рабочего дня вспомним о каком-то из членов семьи, то на несколько мгновений мы можем почувствовать себя так, как будто бы мы сейчас находимся дома. Или посмотрите на людей, которые собрались в отпуск – последние день-два перед ним они часто уже не могут полноценно выполнять свои рабочие функции, так как в душе уже лежат на пляже. Так вот, возвращаясь к медитации, хочу заметить, что тут работает как раз описанный процесс.
Мантра в самадхи-медитации является своеобразным транспортом для сознания. Как камень позволяет пловцу погружаться глубоко без усилий, так и мантра служит инструментом для погружения сознания во все более глубокие психические процессы вплоть до состояния Самадхи (чистое осознавание). И в процессе такого погружения человек проходит несколько амнестических барьеров. Говоря иначе, находясь в состоянии глубокого погружения, человек перестает помнить то, что было в бодрствующем состоянии, а возвращаясь в бодрствующее состояние, он забывает о том, что было в глубоком. Единственное, что как правило остается при возврате – это состояние глубокого отдыха, ну и еще некое смутное ощущение ясности и чистоты, почерпнутой из глубины. Впрочем, последние человек осознает лишь по причине природы состояния Самадхи, которое является универсальным и входит во все другие слои бытия. В этом чистое сознание подобно воде в океане, которая находится везде, включая тело рыб.
Когда ученик только обучается, ему не просто дается мантра, но также задается вектор направления ее трансформации. Из-за этого вектора его практика с каждым подходом стремится стать все более глубокой и утонченной. При этом, естественно, и сама мантра с каждым разом несколько видоизменяется. То есть слово/фраза остаются неизменными, а вот то, как они внутри сознания произносятся, трансформируется подчас довольно сильно. И вот именно эти формы “наработанной” практикой мантры и являются в ней самым ценным. Именно из-за них и просят никому эту мантру не рассказывать.
Ведь, что получится, если человек расскажет ее своим близким? Мантра сразу войдет в обиход общения. Его близкие не раз вернут человеку название мантры в самых разных житейских ситуациях. Два разных сознания человека – бодрствующее и погруженное встретятся в одном слове его мантры. И результаты такой встречи будут негативными. Впоследствии, когда он начнет снова медитировать, вместо того, чтобы сознание сразу пошло вглубь, оно застопорится. А возникнет это из-за того, что мантра притащит вместе с собой часть бодрствующего состояния сознания. “Наработанная” мантра не имеет никакого отношения к бодрствования. Одно воспоминание ее уже должно направлять сознание в сторону расслабления и погружения вглубь психики.
Рассказывая другим людям свою мантру, мы вредим себе, а им не приносим никакой пользы. И на то есть две причины: во-первых, мы не сможем передать им все нюансы своих ощущений мантры, и во-вторых, эти нюансы ощущений – наша персональная наработка, и никому кроме нас от нее не будет никакой пользы. Мантра ценна именно тем, что она не имеет никакого отношения к бодрствующей реальности. Ее удел – глубина, и там ей и надо находиться. Если рыбу вытащить на берег, она может погибнуть.
Оставить комментарий