Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.18
Известно, что этим телам приходит конец; обитатель тела вечен, нетленен, бесконечен. Поэтому, О Бхарата, сражайся!
Очевидно, что каждый момент тело меняется. Тело ребенка это не тело юноши; и тело юноши — не тело старика. Так что, если смерть неизбежно продолжается даже в течение того, что называют жизнью, то, стало быть, ничего нового не происходит, когда одно тело умирает и приходится брать другое тело. Поэтому бестолку оплакивать смерть тела, и еще меньше толку сокрушаться преждевременно.
“Обитатель тела”: этот стих выводит различие между телом и обитающим в нем духом. Он не ставит целью классифицирование различных аспектов внутреннего духа, но лишь проводит черту между неизменным внутренним содержанием жизни и разрушаемой природой внешнего тела.
Это может, однако, быть объяснено тем, что внутренний дух может быть понят двояко: во-первых, как эго, вместе с умом и чувствами, которые составляют действующего и испытывающего, наслаждающегося и страдающего; во-вторых, как “обитатель тела”, который является индивидуальным аспектом космического существования, вечного Бытия, и который известен в Санскритской терминологии как “джива”.
Значит, джива — это индивидуализированное космическое существование; это индивидуальный дух внутри тела. Когда же его ограничения удалены, джива — это Атман, трансцендентное Бытие.
Когда индивидуальность дживы и универсальность трансцендентного “Я”, Атмана, объединены и находятся вместе на одном уровне жизни, тогда это Брахман, всеобъемлющая космическая жизнь.
Поскольку индивидуальный джива есть в своей сущности Атман1, он назван “вечным, нетленным и бесконечным”.
Назад | Оглавление | Вперед