Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.17
Для того, кто умерен в пище и отдыхе, умеряет усилия в действиях, умерен в сне и бодрствовании, — для того Йога, которая разрушает скорбь.
Вот широкий принцип, следовать которому должен тот, кто хочет жить жизнью внутреннего покоя и счастья, объединенной с успешной деятельностью во внешнем мире. Телу следует давать отдых, в котором оно нуждается, и человек должен заниматься деятельностью, но не до состояния изнеможения. Отдыхать следует в должном соотношении, то есть ни слишком мало, ни слишком много. Господь подразумевает, что жизнь должна течь размеренным образом, с правильной мерой активности и со справедливой оценкой каждой вещи. Человеку следует избегать крайностей во всем и регулярно медитировать, и это приведет к состоянию внутреннего покоя и свободы от пут, описанному в стихе 15.
“Йога, Единение, —. это не только состояние, в котором ум укреплен в божественном сознании. Это в то же время состояние индивидуальной жизни, в котором каждый аспект бытия находится в совершенной гармонии с божественной жизнью и жизнью в природе. Это состояние может стать постоянным только когда физическая нервная система достаточно подготовлена, чтобы поддерживать его. Ум, как утверждалось в стихе 15, находится в согласии с космическим умом, или разумом Бога, тогда как функционирование тела подстраивает себя к функционированию космической природы. Чувства поднимаются до самых высот своих способностей, чтобы ощущать и наслаждаться объектами на уровне божественной игры. Но для тела, органов и чувств, чтобы функционировать своим наиболее естественным образом, в полном созвучии с законами природы, абсолютно необходим умеренный образ жизни; чтобы все, связанное с пищей и деятельностью, оставалось в умеренных рамках, чтобы поддерживалась золотая середина.
“Умерен в сне и бодрствовании”: в своем высшем смысле это выражение указывает, что человек лишь умеренно вовлечен’ в состояния сна и бодрствования. Это означает, что состояние бодрствования, состояние знания и ощущения объективного мира, в основном, поддерживаются чувствами, тогда как ум преимущественно содержится в Бытии. И в состоянии сна тело и чувства полностью удалены от деятельности, но ум не захвачен сном: хотя и обособленный от всякой деятельности, он бодрствует в своем осознании. Таким образом, человек “умерен в сне и бодрствовании” в том смысле, что он не полностью поглощен ими.
“Умерен в пище”: чтобы быть умеренным в пище, необходимо поддерживать нормальное функционирование всей системы. При регулярной медитации утром и вечером функционирование внутренних механизмов поддерживается в нормальном состоянии2, и человек становится по природе “умеренным в пище и отдыхе”.
“Отдых” — означает рекреация, воссоздание нормального функционирования всей системы, так чтобы она была способна действовать на максимуме своих возможностей. Когда определенные механизмы тела принуждают к одному специфическому виду деятельности, они устают, и человек утрачивает эффективность в этой деятельности. Когда он занимается другим видом деятельности, другие механизмы становятся активными, а уставшие отдыхают, тем самым восстанавливая свою действенность. Это и называют отдыхом. Те виды отдыха, которые основаны на смене деятельности во внешней области жизни, не воссоздают всю систему одновременно, и поэтому не возобновляют действенность в максимальной степени. Трансцендентальная Медитация воссоздает, она действительно создает состояние спокойной готовности для всей системы и омолаживает ее, таким образом осуществляя цель отдыха.
“Умеряет усилия в действиях” значит, что человек не должен перенапрягаться, когда работает. Под этим подразумевается, во-первых, что человек должен быть достаточно сильным, чтобы не уставать, — другими словами, он должен быть энергичным, оживленным и свободным от лени;
и во-вторых, что его дело должно быть в согласии с его собственной дхармой1, сообразно с законами природы2, иначе природа заявляет свой молчаливый протест против усилия, и человек вынужден прилагать слишком большие “усилия в действиях”. Регулярная практика Трансцендентальной Медитации осуществляет обе эти потребности, потому что она обеспечивает большую энергию и создает гармонию в природе.
Не следует понимать, что “умерять усилие в действиях” — предварительное условие Йоги. Это качество растет по мере продвижения практики. Это не что-то, что может быть достигнуто без преображения самой природы человека и его окружения. По мере продвижения практики медитации, она без усилий преображает и его внутреннюю природу, и влияние его окружения. Это автоматически заставляет его “умерять усилия в действиях”.
Каждое условие, заданное в этом стихе, делает ударение на умеренности, которая наиболее эффективно достигается с помощью регулярной практики Трансцендентальной Медитации. Поэтому Трансцендентальная Медитация может считаться наиболее эффективной формой отдыха.
“Йога, которая разрушает скорбь”: ранее уже было сказано, что трансцендентальное состояние сознания — это состояние Йоги. Это, несомненно, состояние блаженства, но каким образом блаженство, которое заключается в трансцендентальном состоянии, помогает положить конец скорби и страданию в относительной области жизни? Взяв трансцендентальное блаженство, и перенеся его в область относительного существования, в сфере, в которой преобладали скорби и страдания, блаженство начинает преобладать. Выражение “Йога, которая разрушает скорбь” разъясняет, что различные моменты, которые этот стих выявляет, рассматривая поведение, составляют основную часть практики, предназначенной преобразить трансцендентальное чистое сознание в космическое сознание3.
Данный стих объясняет общую модель поведения, которая единственно позволяет влить блаженство, испытанное во время медитации, в относительную фазу существования. Вся его цель — предостеречь ищущего от того, чтобы придать слишком много значения какому-либо одному аспекту относительной жизни. Если только он принимает вещи в их должном соотношении, ни в одном аспекте его жизни не возникнет напряжения. Именно этот гармоничный уровень существования обеспечивает основу, на которой божественным Бытием можно жить в миру. Это далее объясняется словом “единенный” в следующем стихе.
Назад | Оглавление | Вперед