Учитывая интерес к беседам Вернона Каца и Махариши, я перевёл ещё одну главу. Она о возможности роста Космического Сознания через активность и без медитации. По ходу статьи всплывают и другие интересные моменты для практикующих ТМ. Наслаждайтесь!
Одновременная активность пяти органов чувств естественно развивает покой
Махариши: Теперь ты видишь, почему мы называем её Матерью Природой, всемилостивой и всемогущей. Так происходит, что стресс растёт день за днем, из жизни в жизнь, стресс накапливается и накапливается. И там же где накапливается стресс, в то же самое время, в том же самом процессе растут эти точки покоя в природе ума. Такова природа ума.
ВК: Достаточно одного лишь действия.
Махариши: Действия, но одновременно через много каналов. Если бы ум имел только один канал действия, то эта точка покоя не развивалась бы. Это много точек, движущихся во многих направлениях. Благодаря такому движению во многих направлениях через органы чувств, эта точка покоя имеет шанс на развитие. Развитие этой способности приносит Космическое Сознание.
Со временем количество стрессов растёт. Стрессы накапливаются постоянно, и глубоко укоренившиеся тоже. Нет шанса для любого человека избавиться от них, иначе как через Самадхи (Трансцендентальное Сознание). И Мать Природа создала для нас этот механизм — тот же самый механизм, который приносит накопление стресса. Все эти каналы опыта, восприятия накапливают стресс, и в том же самом процессе интенсивность покоя становиться сильнее. Благодаря той же самой процедуре, тому же явлению, той же структуре.
ВК: Не имеет значения, практикует человек что-то или нет – благодаря самой эволюции, а не духовной практике? Но если кто-то проходит это автоматически, без какого-либо осознания, покой все равно сохраняется в уме?
Махариши: Да, да. Этот покой становится сильнее, когда активность одновременно становится сильнее здесь, здесь и здесь. И эта та же самая активность, которая ответственна за накопление стресса, чрезмерных стрессов. Таким образом, этот процесс, который накапливает стресс, накапливает так же и эту растущую силу нейтральной точки. Таким образом, даже у невежественного человека есть надежда жить и расти в Космическом Сознании.
Что такое Космическое сознание? Космическое Сознание – это просто проявление максимального качества созидательного разума. Это когда созидательный разум развился до такой степени, что человек ничего не делает и достигает всего.
ВК: Это и означает Созидательный Разум?
Махариши: Да. Это Созидательный Разум.
ВК: Не делая ничего.
Махариши: Это и есть Созидательный Разум — человек может совершать максимальное действие без действия.
ВК: Это то же самое, как вливания Бытия?
Махариши: То же самое. Созидательный Разум – это просто Трансцендентальное качество разума.
ВК: Разумный аспект Бытия.
Махариши: Разумный аспект Бытия делает возможным больший динамизм в этих полях, если качество тишины глубже: чем больше тишины, тем больше активности. Расширение больше, если сжатие максимально. Когда архитектор хочет построить высокое здание, фундамент должен быть глубже – чем он глубже, тем большее движение вверх возможно. Это краеуголный камень. От его прочности зависит возможность расширения.
Поэтому только с ростом тишины, большая активность возможна — тот же порядок, та же структурная инженерия. Смотрите, центральное ядро вселенной сжимается, а периферия расширяется очень быстро, чем больше силы в центре, тем больше возможности расширения на периферии. Таким же образом, увеличение активности ума возможно, когда растёт тишина. Теперь, рост тишины происходит не благодаря увеличения активности одного органа чувств, а благодаря одновременной активности нескольких органов чувств. Ум действует здесь, а так же здесь, и здесь, и благодаря такой одновременной активности, сила растёт.
ВК: Как узнать это, Махариши? Почему это не происходит, если одно чувство увеличивает активность, почему только когда несколько органов чувств…?
Махариши: Если только один орган чувств увеличивает активность, тогда нет шанса для роста тишины. Это происходит только, если более чем один орган чувств активен, тогда рост возможен. И это прекрасно.
ВК: Кое-что всё-таки кажется парадоксальным, потому что мы всегда понимали, что рост тишины происходит, когда высвобождается стресс, а сейчас Вы говорите, что рост тишины это не совсем результат этого, и это происходит в то же самое время, когда мы накапливаем стресс.
Махариши: Природа предусмотрела этот механизм, как «спасательный круг» для тех, кто живёт в невежестве.
ВК: Это объясняет почему мы продолжаем жить, почему мы способны продолжать жить.
Махариши: Да, поэтому мы продолжаем жить. Теперь понятно, почему очень активный человек становится очень мудрым к концу жизни? Потому что он был активным здесь, активным там — просто благодаря такой активности он спонтанно развил этот внутренний покой.
ВК: Тогда что Трансцендентальная Медитация делает в этом процессе?
Махариши: Медитация обеспечивает импульс. Существует одновременная активность органов чувств, а медитация, обеспечивая тишину, выталкивает эту активность с бОльшим толчком, большей движущейся силой. Это усиливает этот начальный импульс и здесь, и здесь. Одновременное действие (органов чувств) ответственно за усиление тишины естественным образом благодаря активности; медитация же даёт дополнительный импульс, и тогда эта активность вырывается.
ВК: Тогда ценность медитации это исключительно рост тишины?
Махариши: Дополнительный (рост тишины).
ВК: Фактически, такой же как и в первом случае – естественный рост тишины благодаря активности.
Махариши: Нет, благодаря активности только в первом случае.
ВК: Но вы говорите, что медитация так же делает активность сильнее. И это не результат действия.
Махариши: Нет, это другой способ, с помощью противоположного качества. Есть активность, которая развивается благодаря тишине в медитации, а есть естественный рост тишины, который развивается благодаря активности, одновременной активности.
ВК: Понятно. Вот почему слабый человек может стать сильным с помощью медитации.
Махариши: Даже с помощью активности.
ВК: С помощью обоих.
Махариши: Да, и когда они вместе, тогда у нас есть оба качества. И это (рост тишины через одновременное использование различных органов чувств) применяется для развития цивилизации через активность, даже без медитации. Это своего рода запас в нервной системе. В этом случае мы говорим, что существует некто милостивый, всемогущий, который обеспечил это буферное состояние.
ВК: Вот почему человек может также получить освобождение в естественном потоке эволюции?
Махариши: Также и в естественном потоке — великолепно!
ВК: Но как это возможно? Ведь для освобождения в естественном потоке эволюции, тишина должна расти быстрее, чем стресс.
Махариши: В этом случае стрессы высвобождаются через болезни.
ВК: Всё это высвобождение стресса — привело наш разговор на очень низкий уровень — полное высвобождение стресса, вы сказали, через болезни, и….
Махариши: … это и есть низкий уровень.
ВК: Да, но это создает еще бОльший стресс. Когда кто-то заболевает, множество новых стрессов создается . Это не просто высвобождение. Оно идёт и идёт.
Махариши: Нет. Скажем так, некий вид стресса высвобождается. Теперь, может быть благодаря этому высвобождению — из-за боли или чего-то подобного — формируется новый вид стресса здесь и здесь. Но теперь он настолько маленький и настолько слабый, по сравнению со всей ситуацией, что когда он уходит, эта область полностью здорова. Таким образом мы получаем здоровье, дополнительное здоровье, которое приходит благодаря высвобождению этих продолжительных твердых скоплений (стресса). И любые новые стрессы, которые сформировались уходят намного легче.
Махариши: И это изумительная вещь — рост баланса благодаря одновременной активности через различные органы чувств.
ВК: Вот почему глупый человек не развивается так быстро, как активный человек; глупый нереализованный человек не развивается так быстро, как активный нереализованный человек.
Махариши: Правильно, правильно, правильно. В этом причина. И это причина, которая позволила процессу эволюции допустить существование человека — и продолжение существования человека — только когда он действует. Медитации не было и все же человеческая раса выжила, из-за этой одновременной активности чувств, которой обеспечила природа нас.
ВК: И она обеспечивает это в каждый поворотный момент – между сном и бодрствованием, между одной и другой мыслью, между одним и другим вдохом. Я думаю в каждой точке, в каждой точке стыка.
Махариши: Это может быть понято таким образом, но здесь мы говорим об одновременной деятельности различных органов чувств. Эта одновременная деятельность является благословением, это естественное явление. Но развитие тишины в этом случае очень и очень слабое. Даже если оно и происходит, оно очень медленное — оно идет с муравьиной скоростью.
Всё это очень интересно. В повседневной жизни мы ощущаем то, что видим, что слышим, что осязаем, и обоняем. Активность через различные органы чувств это обычный феномен. Как это происходит? Как ум может работать здесь, здесь, и здесь то же? Когда ум перемещается таким образом, и сюда, и сюда, точка, где он способен быть и здесь, и здесь, одновременно, это точка тишины, нейтральная точка. Здесь нет активности, потому что он идет и сюда, и в другую сторону.
Теперь, сам факт движения в одну сторону и другую одновременно, означает, что там должна быть точка тишины — и это обычный феномен. Так, благодаря повседневной нормальной активности, человек развивает тишину внутри естественным образом, потому что без этой тишины, эта многообразная активность, это одновременная активность через различные органы чувств не была бы возможной. Таким образом одновременная активность через различные чувства развивает состояние тишины в уме.
Развитие тишины, когда ум в активности это также характерный признак Космического Сознания. Космическое Сознание означает, что ум спокоен и активен — покой и активность. Этот феномен это естественный результат ума, путешествующего в различных направлениях через многие органы чувств в одно и то же время. И это причина почему, даже если человек только активен — бодрствование, сон, и сновидения — то даже тогда, он поднимается до Космического Сознания, несмотря на то, что через активность он накапливает стресс.
ВК: А тогда всё это успокоение органов чувств, о котором говорят в Индии, ошибочно? Или это другой метод – все эти пратьяхара (удаление органов чувств от их объектов, один из аспектов Аштанга Йоги Патанджали) и так далее?
Махариши: Это происходит в Трансцендентальной Медитации – успокоение всех волн активности и устранения этих стрессов, чтобы болезни не смогли появиться. Предупредить опасность, которая еще не пришла, устранить стресс, который еще не развился в болезнь — в этом сущность всего учения Йоги. Йога — это значит успокоить ум, посредством высвобождения стресса, и тем самым не позволить стрессу развиться в болезнь, потому что, когда стресс переходит в болезнь, он выходит. Так зачем позволять стрессу выходить путём болезни? Почему бы не убрать его не вовлекаясь в область болезни?
ВК: Получается, что активность производит тишину, в то время как медитация создаёт лишь выход стресса, а не тишину; или только тишину, но не напрямую, а через устранение стресса?
Махариши: Естественная тишина это – когда ум вовлечён в более чем в одну активность одновременно, тогда в этом моменте присутствует тишина. Это естественная тишина. И тишины требуется больше, иначе эта активность будет создавать стресс. Эта картина объясняет естественный рост просветления. Человек достигает просветления путём естественной эволюции, даже без работы по освобождению стресса. Через болезни он позволяет стрессам как-то высвободиться. Накопленных стрессов много и некоторые не будут высвобождены, и потому этот процесс продолжается, продолжается и продолжается. Вот почему естественный процесс эволюции, даже хотя он эффективный и позитивный, требует много, много, много времени и приносит наказание стрессов в форме болезни.
ВК: Получается, что человек во время естественного роста к просветлению всё равно должен признать очевидный факт тишины, идущей из другого направления, с помощью медитации.
Махариши: Нет, нет, эта теория проецирует возможность — даже не возможность, а естественный феномен. Вот почему Его зовут милостивый — особенно милостивый — потому что тот же процесс, который производит стресс ответственен и за усиления тишины. Посмотрите на эту прекрасную схему: процедура, которая создает стресс, ответственна за увеличение тишины внутри — превосходная концепция жизни. Вот почему Его также называют всемогущий. Всезнающий также принадлежит той же области (божественного провидения). Вот так жизнь может прогрессировать дальше и дальше.
Фрагмент из книги Вернона Катца «Беседы с Махариши»
Перевод: Сергей Резник, учитель ТМ, Крым