Несколько дней назад у меня в руках случайно оказался второй том Вернона Катца «Беседы с Махариши». И вот вашему вниманию представляется перевод одной из глав! Читайте, вникайте, наслаждайтесь!
САМАДХИ И БОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
12 января 1971 г.
Майорка, Испания
Эта беседа продолжает тему естественной эволюции, которая без опыта техники Трансцендентальной Медитации движется очень медленными темпами. Здесь так же подчеркивается, что трансцендирование является важным элементом для высвобождения глубоко укоренившихся стрессов. Термин Самадхи используется здесь в качестве Трансцендентального Сознания. Тема кармы и стресса обсуждалась ранее.
Махариши: Без основы Космического Сознания невозможно развить Божественное Сознание. Я думаю они (люди прошлого) достигали этого благодаря милости эволюционного процесса, который возвышает каждого человека в любом случае. Так что это просто люди, которые были склонны к познанию Бога. Но это настолько поверхностно.
ВК: Многие люди испытывали то, что Вы называете Божественным Сознанием, возвышенные опыты, без какого-либо обучения, и не основанные на чётком различении между Я и не-Я. Они воспринимали свет, воспринимали тонкие объекты в природе.
Махариши: Это благодаря постепенной (последовательной) эволюции.
ВК: Но в их случае это не основывается на какой-либо вивеке (вивека — различение знания) — нет ясного понимания Я и не-Я.
Махариши: Это естественная эволюция. Она поддерживает очищение и длится миллионы лет.
ВК: Очищение — это такой путь, где тонкий опыт переживается до опыта Трансцендентного Сознания?
Махариши: Нет, я бы заставил всех засомневаться в этом утверждении — потому что, потому что, потому что, без самадхи (Трансцендентного Сознания) стрессы не могут быть высвобождены. Глубоко укоренившиеся стрессы не могут быть высвобождены через цикл бодрствование — сон — сон со сновидениями. (Смеётся).
ВК: Некоторые стрессы могут высвобождаться, возможно не глубоко укоренившиеся. Потому что из своего собственного опыта человек знает, что стрессы высвобождаются и без самадхи. (Смеётся).
Махариши: Но сон не высвобождает самые глубокие стрессы.
ВК: А медитация может, без самадхи?
Махариши: Медитация это часть самадхи.
ВК: Но не обязательно самадхи?
Махариши: Да, но это путь к самадхи. Таким образом самадхи должно быть достигнуто, и поэтому принцип который не поддерживает чистое сознание посредством самадхи слишком сомнителен и не является правильным для установления Божественного Сознания. И поэтому дхъяна (медитация) необходима и ум должен быть поглощён ею. Обретение самадхи необходимо для высвобождения стресса и очищения сознания. Люди достигали Божественного Сознания медитируя на форму Бога, так или иначе, и проскальзывали в трансцендентную область, но принцип чистого сознания не поддерживался этими людьми. Это не имеет ничего общего — и не может иметь ничего общего — с высвобождением стрессов и развитием сознания.
ВК: А видения, подобные тому, что бывают в Божественном Сознании?
Махариши: Это возможно.
ВК: … без практики самадхи?
Махариши: Нет. Когда они плачут, и делают это, или то, то они устают, и тогда их сознание проскальзывает в самадхи. Без самадхи высвободить стресс невозможно. Без высвобождения стресса не возможно чистое сознание. Эти люди не поддерживают принцип успокоения активности ума (в состоянии Трансцендентального Сознания или самадхи). Они не поддерживают этот принцип, а из-за их практики — плакать ради Бога, любить Бога, возбуждая свои эмоции — их ум устаёт настолько, что каким-то образом проскальзывает в самадхи. И вот поэтому у них есть только озарения, вспышки, иногда, здесь или там. Это не является тем, что можно повторять снова и снова. И вот поэтому они остаются только в пределах озарений, прокальзываний в Сознание Бога, там нет осознанного развития для того, чтобы сделать Сознание Бога постоянным.
ВК: Но в вашей теории говорится, что Абсолют притягивает нас. И Вы говорите что, иногда можно попасть прямо в Абсолют, а иногда есть стрессы, которые удерживают нас на тонком уровне.
Махариши: Да.
ВК: Это могут быть именно стрессы, и тогда, что может быть указанием на опыт Божественного Сознания, до того как мы доберёмся до самадхи?
Махариши: Да, конечно же это могут быть приятные опыты озарения. Но смотрите, как велико будет заблуждение, если человек, высвобождая какой-то стресс, вызванный каким-то очень счастливым переживанием, получает вспышку Божественного Сознания. Представляете каково заблуждение!
ВК: Но если это свет или что-то подобное?
Махариши: Всё это правильно, но это не реальность Божественного Сознания. Это всё вспышки сильного счастья на фоне какого-то несчастья, так что на контрасте это выглядит как нечто великое, значительное, но на самом деле таким не является.
ВК: А не будет ли обретение Божественного Сознания также высвобождением стресса вызванного неким счастливым переживанием?
Махариши: Это результат высвобождения всех стрессов!
ВК: А! Результат высвобождения стресса.
Махариши: Даже Космическое Сознание — это результат высвобождения стресса — только оттуда ты начинаешь наслаждаться все больше и больше.
ВК: После этого нет стрессов?
Махариши: Стрессов нет.
ВК: А что после этого вызывает опыт, переживания? Должно быть нечто.
Махариши: Большее утончение нервной системы. Один аспект — это утончение процесса. Второй аспект — это высвобождение стресса одновременно с этим. Поэтому, когда высвобождение глубоких стрессов закончено, тогда утончение быстро приводит к этому небесному состоянию. Утончение «съедается» этим высвобождением стресса, а иначе само вливание чистого сознания могло бы поднять человека к Божественному Сознанию. Но вот это качество «съедается» высвобождением, выход стресса разрушает его.
ВК: И фактически выход стресса — это быстрый путь прохождения через собственную карму, которая является результатом собственных действий в прошлом, и которые нужно пережить.
Махариши: Правильно, правильно.
ВК: Таким образом человек может быстрее пройти через собственную карму, просто переживая это на уровне ума, чем переживая это в собственной жизни. Скажем так, человеку предназначено попасть в аварию или нечто подобное, как результат кармы. Мог бы он пройти через это высвобождение стресса, пережив шок автомобильной аварии в своей медитации?
Махариши: Да, правильно.
ВК: И автомобильная авария в реальности не случится?
Махариши: Да, это так, потому что самскары (впечатления в уме, оставленные прошлыми действиями, которые формируют семена будущих переживаний) связывают нас с тем, что должно произойти. Поддержка природы может организовать такие вещи.
ВК: Поддержка природы. Мы расплачиваемся за то, что мы что-то сделали.
Махариши: Да. И как вы можете оплатить — один способ это заработать много и легко расплатиться. Другой способ — не зарабатывать много и продолжать платить, т.е страдать от этого.
ВК: Если мы богатые и можем оплатить расходы, прекрасно. Но если у нас авария со смертельным исходом, то это конец для этой жизни в любом случае.
Махариши: Это конец жизни.
ВК: Меня интересовало, возможно ли оплатить шок, страдание, какой-либо опыт в медитации?
Махариши: Конечно, лучше оплачивать долг не зная этого, не страдая.
ВК: Самскары проявляются в медитации быстрее, чем в жизни?
Махариши: Самскара приходит в жизнь, но когда плохие самскары высвободились, тогда приходят только хорошие. Жизнь полна самскар, пока существует тело, самскары должны быть. Если прарабдха (это аспект накопленной человеком кармы, которая начинает приносить плоды и отвечает за конкретное тело человека) дала телу возможность появиться, значит самскары должны быть. Вопрос только в том, что мы платим — цент или доллар.(смеётся)
ВК: Мне до сих пор не понятно — или я такой не понятливый? — этот момент, то ли это должно произойти в реальности, то ли это может произойти на …
Махариши: На уровне мысли? Зависит от её интенсивности. Но вся прарабдха не может быть проиграна в медитации и на уровне мысли.
ВК: Иначе жизнь не смогла бы продолжаться.
Махариши: Жизнь не смогла бы, тело не смогло бы.
ВК: Но некоторые плохие вещи могут быть проиграны на уровне мысли?
Махариши: Их можно предотвратить.
ВК: Очень интересно углубляться в это.
Махариши: Эволюция сознания настолько интересна и она соединяет все в его правильном месте.
ВК: Удивительно, насколько вся ваша теория изменилась. Акценты изменились за эти годы.
Махариши: Она не изменилась.
ВК: Да. Она не изменилась, но кое-что было добавлено, что сделало ее более интересной.
Махариши: Она становится всё более и более ясной.
Фрагмент из книги Вернона Катца «Беседы с Махариши»
Перевод: Сергей Резник, учитель ТМ, Крым