Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.28
Но тот, кто знает истину о разделении гун и их действий, О сильнорукий, зная, что это гуны воздействуют на гуны, тот остается непривязанным.
Этот стих, в противоположность предыдущему стиху, показывает состояние ума человека реализовавшегося, и в то же время обеспечивает проникновение в процесс реализации благодаря знанию трех гун.
Есть три гуны, составляющие пракрити. Пракрити восьмимерна.’ Это дает начало двадцати четырем основным подразделениям в поле гун. Знание этих двадцати четырех подразделений и их действий освобождает человека от пут действия, показывая, как из гун возникают и субъективные, и объективные аспекты нашей жизни, и как высшее “Я” вечно не вовлечено ни во что в проявленном поле жизни.
Изложенный здесь путь освобождения от пут обладает следующими важными чертами:
- Знание должно быть доскональным и всесторонним, ибо Господь говорит: “Тот, кто знает истину”.
- Знание должно быть о
(а) “гунах”
(б) их “подразделениях”
(в) их “действиях”.
- Знание должно быть также о взаимодействии гун; человек должен знать, что гуны сами по себе субъект, сами по себе объект и сами по себе субъектно-объектные отношения; и что они составляют полноту феноменального существования. Ибо Господь говорит: “Это гуны воздействуют на гуны”.
Приписав в предыдущем стихе авторство действий трем гунам, Господь в этом стихе говорит, что тот, кто знает истину о гунах и их действиях, “остается непривязанным”.
Можно задать вопрос: Достаточно ли интеллектуального понимания гун, чтобы принести свободу? Если бы интеллектуальное понимание могло удовлетворить условиям знания, данного выше, тогда, в соответствии с этим стихом, оно могло бы сделать человека достаточно “непривязанным”, чтобы стать полностью свободным. Но это сомнительно, чтобы “истину” о трех гунах и их взаимодействии можно было узнать только на уровне интеллектуального понимания, без прямого постижения природы гун на тончайшем уровне творения.
Тогда возникает вопрос: Где же путь к такому прямому постижению? Ответ прост. Гуны — это тончайший аспект творения. Поэтому, если бы человек мог перенести свое внимание на тончайший уровень творения, для него было бы возможным узнать, что такое гуны, их подразделения и все детали касательно их действий. Фактически все эти знания приобретаются в течение Трансцендентальной Медитации, когда ум вот-вот выйдет за пределы тончайшего состояния объекта внимания. Следовательно, можно сказать, что слова Господа: “тот, кто знает истину о … гунах” включают в себя учение: “будь без трех гун”, потому что это путь познания “истины” на тончайшем уровне творения.
Однажды утвердившись в трансцендентальном сознании, состоянии без трех гун, познающий Реальность узнает на опыте, что область действия лежит на поверхности его жизни и отделена от его истинного существования. Таким образом, тот, кто “знает истину” — не значит только тот, кто знает “разделения гун и их действий”, но и тот, кто познал высшее “Я” как отделенное от деятельности. Это естественное состояние отделенности от действия, достигнутое через практику Трансцендентальной Медитации, — основа того, что человек остается “непривязанным”. Когда состояние Бытия, или чистого сознания, прочно устанавливается в самой природе ума, человек вполне естественно переживает это состояние чистого существования, отделенного от поля деятельности, даже в то время, как эго, интеллект, ум и чувства заняты действием. Он обнаруживает, что поле деятельности остается в области трех гун и более не связано тесно с его существованием. Вот каким образом среди активной деятельности человек естественно “остается непривязанным”. Это состояние знания наполняет область понимания человека. Вот почему Господь говорит:
“зная, что это гуны воздействуют на гуны, остается непривязанным”.
Данный стих говорит о действии с точки зрения свободы благодаря знанию Санкхьи, но поскольку это знание достигает полноты только через процесс непосредственного опыта, оно включает в себя технику и философию Йоги. Поэтому в этом стихе Господь сводит вместе философии Санкхьи и Йоги, описанные порознь во второй главе, и вводит принцип освобождения от пут кармы, происходящий от совокупного воздействия двух учений. Это создает основу Карма Йоги и необходимые предпосылки для ее осуществления.
Вся цель этого стиха, даже хотя он говорит с точки зрения гун — пролить свет на состояние полноты жизни в абсолютном сознании-блаженстве — дживан-мукти.
Назад | Оглавление | Вперед