Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.13
Непоколебимый, держа туловище, голову и шею прямо и неподвижно, направив взор на кончик носа, не глядя ни в каком направлении.
Здесь описано искусство быть непоколебимым. Когда шею и голову держат прямо, на одной линии с позвоночником, путь дыхания свободен, вдох и выдох ровные и ничем не ограничены. Этим исключается возможность каких-либо неестественных телодвижении.
Показав метод успокоения тела, Господь объясняет, как успокоить чувства. Зрение — наиболее активное из чувств, и если зрение успокоено, другие чувства вполне естественно последуют этому. Чувство зрения, как и все другие чувства, функционирует благодаря уму. Деятельность ума включает дыхание. Поэтому, чтобы скоординировать ум, чувства и дыхание, внимание перенесено на “кончик носа”, в точку, где встречаются дыхание и нормальное направление взгляда. В результате этого устанавливается координация между деятельностью ума, чувств и дыхания, и устраняются любые аномалии этих функций. Это успокаивает ум и устремляет его в одном направлении; это успокаивает чувства и дыхание.
“Направив взор” значит направляя его и освобождая его, а не продолжая смотреть.
“Не глядя ни в каком направлении” значит, во-первых, не глядя по сторонам; и, во-вторых, далее — не фиксируя внимательного взгляда даже в направлении кончика носа; и, в-третьих, — закрыв глаза.
Учение, данное здесь, обычно превратно понимают в смысле концентрации на кончике носа. Шанкара говорит, что если бы здесь действительно имелось в виду фиксирование внимания на кончике носа, ум остался бы при носе, но без Бога.
Описанная поза свободна от любого напряжения в теле, уме, чувствах или дыхании.
Этот стих готовит помост, с которого ум ныряет в Бытие. Он дает технику, благодаря которой человек переносит внимание с многообразия внешнего опыта, приводя его в спокойное и умиротворенное состояние, в то же время все еще оставаясь в области внешнего опыта. Отсюда процесс медитации ведет ум внутрь.
Назад | Оглавление | Вперед