Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.5
Пусть человек поднимет свое “я” своим высшим “Я”, пусть не уронит свое высшее “Я”; воистину, один он себе друг, один он себе враг.
Вот единственное учение, чтобы показать основной принцип развития в любой области жизни, духовной, умственной или материальной. Каждый индивидуум ответственен за свое собственное развитие в любой области.
В предыдущем стихе Арджуне показали смысл реализации; теперь Господь приказывает ему достигнуть этого состояния.
“Поднимет свое “я”: слово, употребленное в оригинале на санскрите, “уддхарет”. Оно значит “поднимать”, “возвышать”, “повышать”, “прославлять” и “освобождать от пут”. Употребляя это слово, Господь побуждает Арджуну подняться с уровня чувственного восприятия и области мысли и деятельности к состоянию Самореализации. Он не только побуждает Арджуну культивировать состояние трансцендентального Самосознания, но и прямо наставляет его, как это сделать: “поднять свое “я” своим высшим “Я”. Не требуется никакой помощи со стороны. Человек имеет в самом себе все необходимое, чтобы подняться на любую ступень совершенства. Ничего от мира не нужно, чтобы возвысить “я” ; никакого метода не нужно принимать, никаких средств — искать. Возвышается “я” единственно высшим “Я”.
Тогда может возникнуть вопрос: Как может человек “уронить свое высшее “Я”, когда он был объявлен вне досягаемости чего бы то ни было, находящегося вне его самого? Разве стихи с 13 по 30 главы второй не провозгласили обитателя тела вне досягаемости любого влияния пространства и времени?
Чтобы понять это, человек должен вспомнить предыдущий стих. Когда ум достигает трансцендентального сознания, он пребывает в состоянии абсолютной чистоты; он достигает космического статуса. В данном стихе Господь воодушевляет Арджуну подняться до такого состояния и в то же время хочет, чтобы, однажды достигнув, он не уронил его. Ибо, когда ум выходит из трансцендентального состояния, чтобы испытать еще раз объекты чувств в мире, он снова получает свой ограниченный индивидуальный статус и падает с высоты вселенского существования. Чтобы предупредить его насчет этого, Господь говорит: “Пусть не уронит он свое высшее “Я”, имея в виду, что, однажды достигнув состояния Самосознания, ему следует продолжать подниматься к состоянию космического сознания, как объяснено в комментариях к стихам 3 и 4.
Выражение “воистину, один он себе друг” указывает, что только в своем чистом состоянии трансцендентального сознания ум полезен самому себе. Когда он выходит из состояния Бытия, он действует уже как свой собственный враг, чтобы лишить себя своего космического статуса;
но когда он продолжает практику и поднимается к космическому сознанию, тогда он действует как свой собственный друг, чтобы сохранить этот космический статус.
Это учение освещает всю область поиска Истины. Ничто во внешнем мире не имеет отношения к этому поиску. Ведь, говорит Господь, у “я” нет иного друга, кроме высшего “Я”. Никакая особая культура, уровень или образ жизни не являются особенно способствующими самореализации; никакое чувство отрешенности или привязанности не является способствующим или противопоставленным самореализации. Отречение от мира, или отшельнический образ жизни, не особенно полезен для раскрытия высшего “Я”, ибо Оно раскрывает Себя Самим Собой Самому Себе. Благодаря медитации создается положение, в котором высшее “Я” обнаруживается открытым, раскрывшимся в Своей чистой и сущностной природе, и ничто не отбрасывает на Него свою тень.
Медитация не раскрывает высшее “Я” — высшее “Я”, следует повторить, раскрывает Себя Самим Собой Самому Себе. Ветер ничего не делает с солнцем; он лишь разгоняет облака и обнаруживается, что солнце сияет своим собственным светом. Солнце высшего “Я” — самолучезарно. Медитация только выводит ум из облаков относительности. Абсолютное состояние высшего “Я” вечно сияет в Своем собственном великолепии.
Учение Господа в этом стихе применимо к каждому уровню эволюции. Это очевидно из двух предыдущих и из двух следующих стихов. Может быть интересным заметить при этом, что наиболее полное развитие “я” происходит в три этапа: от бодрствующего состояния сознания к трансцендентальному сознанию, от трансцендентального сознания к космическому сознанию и от космического сознания к сознанию Бога. Учение этого стиха равно приложимо ко всем этим этапам развития человека. На первом этапе “я” эволюционирует посредством деятельности Трансцендентальной Медитации и постигает высшее “Я”.На втором этапе, от трансцендентального сознания к космическому сознанию, состояние высшего “Я” дополняется деятельностью “я”, чтобы поддержать высшее “Я” в Его истинной природе даже посреди деятельности. На третьем и последнем этапе, от космического сознания к сознанию Бога высшее “Я” должно остаться наедине с Самим Собой на уровне тишины, лишенной любой активности. Вот почему в третьем стихе Господь сказал: “говорят, что спокойствие — средство”. А в этом стихе Он говорит: “Пусть человек поднимет свое “я” своим высшим “Я”.
Назад | Оглавление | Вперед