ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФОРМА, ОШИБОЧНО ПРИНИМАЕМАЯ ЗА МАНИФЕСТАЦИЮ
Стих 24
Неразумные, не знающие Моей трансцендентной природы, неизменной и (запредельной) высшей, считают, что Я, Непроявленный, становлюсь проявленным.
Этот стих обнажает тайну, лежащую в основе принципа проявления непроявленного. Господь говорит, что истина в том, что «Я есть Трансцендентный, и высший и бессмертный в Своей сущностной природе». Это означает, что непроявленное Божественное вечно пребывает неизменным; Оно не ведает изменений в Своей непроявленной вечной природе. Оставаясь непроявленным, вечным и неизменным, Оно появляется в проявленном виде, но Оно только кажется проявленным; в реальности оно не проявляется. Даже когда Оно кажется проявленным, Оно остается непроявленным Само по Себе.
Выражая это в терминах манифестации, можно с уверенностью сказать, что непроявленное Божественное, абсолютное, высшее, вечное Бытие, оставаясь непроявленным, божественным, абсолютным, высшим, вечным Бытием в Самом Себе, проявляется и создает поле относительного существования; но было бы ошибочно полагать только, что вечное непроявленное проявляется в человеческой форме, потому как механика манифестации такова, что хотя непроявленное проявляется, оно остается непроявленным. Поэтому Господь говорит: «Неразумные считают, что Я».
В следующем стихе Господь объясняет, почему Он, непроявленный, находится за сценой, а на передний план жизни выходит что-то еще.
Стих 25
Полностью скрытый Йога-Майей, Я не всякому глазу доступен. Этот мир, введенный в заблуждение, совершенно Меня не знает, Не рождённого, Бессмертного.
Строфа «Я не всякому глазу доступен» раскрывает учение, глубокое по своей важности. Бог находится на уровне самого сознания, благодаря которому все воспринимается, познается и ощущается. Он есть сам свет жизни. Он не что-то, что достигается в смысле какого-то объективного приобретения. Им живут. Он есть само сознание, с помощью которого все1 воспринимается.
1 См. Глава 6, Стих 4.
Творческая сила Всевышнего творит; она поддерживает течение эволюции. Из одной вещи возникает другая.
Вечно меняющаяся фаза творения постоянно изменяется, но неизменное трансцендентное Божественное остается вечно неизменным.
Водород и кислород, соединяясь, образуют воду, которая в свою очередь становится льдом. Свойства газа, жидкости и твердого вещества постоянно изменяются, но основные компоненты – водород и кислород – остаются водородом и кислородом; это игра Майи, творческой силы мироздания.
Инкарнация высшего непроявленного Божественного показана здесь, как результат действия Йога-Майи, которая является неотъемлемой природой Божественного, точно также как инженерное искусство у инженера или способность лечить у доктора. Иногда эта способность становится (спящей)непроявленной в докторе, а когда она вступает в силу, доктор активно действует. Аналогичным образом, Йога-Майа есть неотъемлемая сила Всевышнего; когда она начинает действовать, непроявленное, оставаясь в Своем полном непроявленном великолепии, появляется в человеческой форме.
Сила Йога-Майи состоит из двух сил – силы Майи и силы Йоги. Благодаря силе Йоги трансцендентный Господь вечно остается непроявленным и трансцендентным. В то же самое время, сила Майи в сочетании с силой Йоги Господа, порождает в результате Лила-Шакти, сила игры Господа, и эта сила игры Брахмана, неотделимая от Господа Лила-Шакти1, создает форму из трансцендентальной сущности жизни: трансцендентный Господь, оставаясь трансцендентным, появляется в человеческой форме.
Форма Господа не является формой, вызванной Майей. Это не та форма, что была порождена тремя Гунами. Это есть форма2, созданная Трансцендентным из трансцендентального содержания сознания, с помощью силы Йоги – силы единства Трансцендентного. Господь поддерживает Свою трансцендентную Природу в форме Его Инкарнации, и из-за силы Майи, способности проявляться, люди полагают, что Он имеет человеческую форму.
Поэтому Господь говорит: «Полностью скрытый Йога-Майей». По этой причине для всех невежественных людей, реальное непроявленное состояние Бытия сокрыто, под видимостью только лишь формы. Но познавший реальность знает, что наивысшее вечное Божественное пребывает в Своем игривом настроении; он наслаждается вечной красотой непроявленного в форме Господа.
1 См. Глава 4, Стих 6.
2 См. Глава 4, Стих 9