Эта статья Нила Дики предназначена для тех многих людей, которые подозревают, что они могут поднять свою практику Йоги на наивысший уровень при помощи практики медитации, но откладывают начало обучения, думая, что медитация либо слишком сложная, либо слишком продвинутая для них.
Йога, или единство ума с божественным разумом, начинается тогда, когда ум приобретает Трансцендентальное Сознание. Процесс ныряния внутрь – это путь стать установленным в Йоге.
Первая причина распространенного мнения о трудности медитации – это обычное недопонимание восьмикомпонентной системы Йоги или Аштанга Йоги, изложенной в почитаемых Йога Сутрах Патанджали. В тексте Йога Сутр восемь частей йоги расположены следующим образом: пять яма, или персональных добродетелей, таких как ахимса – отказ от насилия или сатья – правдивость. Затем пять нияма, или правил жизни, включающих шауча (чистота) и свадхъяя (учение). Затем идет пранаяма, дыхательные практики; затем – асана, позы йоги; далее – три стадии умственной практики. И, наконец, восьмая часть – самадхи, то есть слияние обычно занятого мыслями ума со своим глубочайшим безмолвным уровнем – единым полем сознания. Представьте себе, как отдельная волна успокаивается и познает безграничный океан.
Однако, несмотря на тот факт, что Аштанга переводиться как восемь ЧАСТЕЙ, а не восемь ШАГОВ или стадий, многие считают, что Патанджали имел в виду, что этот восьмеричный подход должен практиковаться только шаг за шагом, последовательно, начиная с персональных добродетелей и правил, и что только продвинутым практикам следует пробовать самадхи.
Махариши Махеш Йоги произвел волнение в мировом сообществе йоги около 40 лет назад, когда путешествовал по миру, обучая Трансцендентальной Медитации, простой, легкой для освоения технике, дающей непосредственный опыт самадхи. Махариши обучал любого заинтересованного человека, независимо от его знания о других частях йоги. По мере роста популярности ТМ росла и озабоченность сообщества йоги. В Германии расстроенная делегация йогов приехала к нему и потребовала объяснений. Они знали, что Махариши в течение многих лет был ближайшим учеником Шанкарачарьи Джотир Матха, Свами Брахмананда Сарасвати, высоко уважаемого духовного лидера и избранного хранителя Ведической традиции Северной Индии. Но, несмотря на эти традиционные истоки, Махариши обучал медитации в массах. Что могло послужить причиной, спрашивали они?
Махариши пригласил делегацию и начал свой разговор с создания взаимопонимания с ними – с речи о своем уважении к авторитету Патанджали. Затем, однако, он объяснил свое видение, что Патанджали из-за длительного промежутка времени стали крайне ошибочно толковать. Он сказал, что порядок известной восьмеричной йоги Патанджали изменили на прямо противоположный тому, который подразумевал Патанджали. Махариши сказал:
“Стали считать, что практику Йоги надо начинать с ямы и ниямы (мирских добродетелей), и так далее, тогда как в реальности она должна начинаться с самадхи. Невозможно достичь самадхи при помощи практики ямы, ниямы и так далее. Опытность в добродетели может быть достигнута только повторением опыта самадхи.” – Махариши
Например, Махариши сказал, что каждый человек может действительно прогрессировать в ахимсе или ненасилии, только если он начинает осознавать существование единства всех вещей. Эта единая реальность жизни является непосредственным опытом в самадхи. Подобным же образом, сказал он, астея или отсутствие жадности, может быть реализовано, только когда человек ощущает полное удовлетворение, а единственный способ быть по-настоящему счастливым изнутри – это осознавать поле сознания-блаженства, что возможно также только через повторение опыта самадхи.
Но есть и вторая, может быть, даже более общепринятая причина широкого распространения веры в то, что медитация в том виде, в котором ей обучают, трудна, и это действительно так. Патанджали определяет йогу как «полное успокоение ума» (Йога Сутры, 1:2). Наш опыт обучения медитации за последние 20 лет показывает, что большинство других видов медитации сегодня подразумевают концентрацию, усилия и контроль. Поэтому они фактически препятствуют уму полностью успокоиться. Трансцендентальная Медитация Махариши, напротив, не включает ни концентрацию, ни усилия, ни какие-либо старания, что позволяет уму быстро и легко погрузиться внутрь к своей безмолвной сущности.
Но может ли простая, не требующая усилий медитация быть «истинной» медитацией, приводящей к просветлению? Да. Некоторые люди несправедливо считают, что ТМ Махариши проста, так как она была упрощена или приспособлена к использованию на Западе. Но ТМ на самом деле является возрождением медитации в своей чистоте и первоначальной форме. Она простая и легкая не потому, что ее действие ослаблено, а потому что она естественная и полностью соответствует природе ума и тела. Вот поэтому она настолько эффективна. Природа обладает громадной эффективностью. Активность в природе всегда идет по пути наименьшего действия. Таким же образом практикующий ТМ без усилий погружается внутрь ума, достигая самадхи, и наслаждается постоянно возрастающей возможностью доступа к этому полю чистого разума и бесконечного счастья, даже вне медитации.
Источник: Июньский номер “Природного Журнала Оттавы” | Перевод: Анастасия Резникова и Алексей Перекалин | Рисунок: Jui Ishida
Оставить комментарий