Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.33
Теперь, если ты не вступишь в этот бой, который созвучен дхарме, тогда, отбрасывая свою собственную дхарму и добрую славу, ты навлечешь на себя грех.
“Отбрасывая свою собственную дхарму” значит отклониться от пути эволюции, что само по себе, определенно, грех.
“Грех” — это то, из-за чего человек сбивается с пути эволюции. Он приводит к страданию.
Напомнив Арджуне о его великой благой судьбе, предоставляющей эту возможность участвовать в битве, Господь немедленно внушает ему, какова опасность неприятия сражения. Воздержаться от битвы и, тем самым, пренебречь своей дхармой, принесло бы потерю славы и было бы просто греховно.
Дхарма и слава соседствуют в этом стихе. Связь между ними прояснена в комментарии к следующему стиху.
В 31-м стихе Господь начал рассуждать на основе долга. Просветив Арджуну насчет его долга, его дхармы, поддерживающей естественное течение эволюции, Он теперь хочет разъяснить также природу долга на социальном уровне рассмотрения.
Следовало бы упомянуть, что моральный кодекс поведения в любом обществе имеет в своей основе дхарму, вне зависимости от того, осознают ли люди в этом обществе внутренние действия природы, направляемые непобедимой силой дхармы. Основы социального поведения в каждом обществе на земле базируются на этом принципе, управляющем законами эволюции. Поэтому Господь хочет проанализировать природу долга в свете его влияния на общество. Как другие думают о жизни человека, как действия человека сказываются на других и как другие говорят о человеке — здесь представляет главный интерес. Слово “слава” охватывает все эти моменты.
Три следующих стиха посвящены этому рассмотрению, которое завершит мудрость Санкхьи.
Назад | Оглавление | Вперед