Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.27
Действия в каждом случае совершаются гунами Природы. Тот, чей ум введен в заблуждение ощущением своего “я”, считает: “Я есмь деятель”.
Стих раскрывает исполнителя всех действий и дает грациозный ответ на вопрос, который естественно появляется, когда благодаря практике Трансцендентальной Медитации человек начинает жить в сознании-блаженстве, начинает ощущать самодостаточность. Как может действие, мотивом которого всегда бывает какое-то желание, быть возможным в состоянии полной удовлетворенности? Ответ на этот вопрос: “Действия в каждом случае совершаются Гунами”.
Саттва, раджас и тамас — это три гуны Природы (пракрити). Прак-рити — изначальная движущая сила. Она является основной составляющей проявленного творения и лежит в основе всякой деятельности. Вот что имеет в виду Господь, когда Он говорит, что все действия и все события в творении возникают из трех гун и их перемещений и сочетаний.
Как взаимодействуют гуны, можно прояснить на примере. Это закон природы, что, когда создается вакуум где-либо в атмосфере, сразу же из области более высокого давления в него устремляется поток. Но хотя поток берет начало в области более высокого давления, его настоящей причиной является вакуум. Именно вакуум создает ситуацию. Подобно этому течения трех гун постоянно льются, чтобы поддерживать равновесие между собой. Они непрерывно текут из одного поля существования в другое, и таким путем создают и поддерживают различную деятельность естественным образом. Весь феноменальный мир — это не что иное, как взаимодействие трех гун.
Гуны находят выражение, например, в обменных процессах в теле, и на их основе возникают чувства голода и жажды. Потребность в пище и воде — в физиологической сфере, но эго чувствует: “Я хочу есть”, “Я хочу пить”. Гуны отвечают подобным же образом за всякий опыт. Они лежат в основе всех событий и действии, но эго принимает это на себя’ и чувствует: “Я действую”.
Пока высшее “Я” не будет испытано как отделенное от деятельности, ум пребудет в “заблуждении” относительно своего статуса и своих отношений с деятельностью; объединяя себя с природой гун, он приписывает себе авторство действия, которое принадлежит гунам. Вот как, из-за неведения своего собственного высшего “Я” человек впадает в зависимость от действия.
Назад | Оглавление | Вперед