Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.32
Тот, кто видит все ровным видением, сравнивая с высшим “Я”, будь то удовольствие или боль, тот считается высочайшим йогом, О Арджуна.
Этот стих раскрывает практическую ценность сознания Бога и распространяет величие этого просветления на все вокруг реализовавшегося человека.
Стих 29 выразил состояние реализации с точки зрения безличного Бытия; стих 30 выразил его с точки зрения личного. Стих 31 привел личного Бога в близкий контакт с реализовавшимся человеком, поддержав живость уз преданности, чтобы сохранить это благословенное состояние Единения с Ним. Данный стих растворяет узы преданности, питому что они не могут существовать, когда близость стала полной. Пока преданность служила связующим звеном для поддержания Единения, это сохранялось в некоторой степени на уровне церемонии. Церемония поклонения — это удовольствие, которое охватывает сердце преданного и все его существо, которое придает смысл его жизни и прославляет ее на всех уровнях; но радость от такой преданности, — это радость Единения на расстоянии. По мере того, как Единение становится более полным, связующее звено поклонения, обожания и преданности осуществляется в своем собственном исчезновении, оставляя поклоняющегося и объект поклонения в совершенном согласии, согласии абсолютного Единства. Тогда он и его Бог едины в нем самом. Тогда он сам стал Им Самим, его видение — Его видением, его удовольствие и боль — Его удовольствием и болью.
“Сравнивая с высшим “Я”: в смысле собственного высшего “Я”’. В состоянии, описанном в предыдущем стихе, Единство преданного с Богом достигло такой полноты, что его жизнь — это жизнь Бога. Везде и во всем он живет Богом. Он видит все с точки зрения Бога. Это возвышенное состояние Единения с Богом становится еще более великолепным в данном стихе, где Господь говорит: “ровным видением, сравнивая с высшим “Я”. Здесь более не обнаруживается различия между преданным и Богом, которое было живо в состоянии, описанном предыдущим стихом. Его Единение с Богом, такого порядка, который все еще позволял поклоняться Ему, стало Единением гораздо более глубоким. Теперь его Бог един с ним самим; высшее божественное Единство преобладает в нем. В его индивидуальности вечное великолепие Божественного сияет ярко, и с такой полнотой, что Оно существует не только на уровне его Бытия, но и проникает его чувства, его мышление, его видение, всю его область опыта. Его видение, которое ранее было окрашено преданностью Господу, становится чистым видением его собственного высшего “Я”, пронизанным его собственным вечным Бытием; в этом Бытии пребывает величие Бога, подкрепляя Его и сохраняя вечную свободу, которую Его возлюбленный преданный обрел в Нем.
В этом совершенном освобождении он ведет жизнь полную и изобильную. Видение его таково, что вполне естественно полагает подобными все вещи в подобии его собственного высшего “Я”, потому что он и его видение, которым он обладает, суть выражение высшего “Я”.
Господь употребляет слова “удовольствие это или боль”, чтобы показать, что пары противоположностей — и, действительно, все многообразие мироздания, которое предлагает ему его индивидуальность, — не могут предстать в различиях видению йога. Его видение — видение жизни в целом. Пары противоположностей, таких, как удовольствие и боль, резко контрастирующие на более низких уровнях эволюции, не способны разделить его ровность, его видение. Чтобы сделать такое видение более понятным для обычного сознания, его можно сравнить с ровным видением отца по отношению к многообразию игрушек, которые для видения неразвитого сознания его ребенка будут представлять большие различия.
Этот стих показывает высоту реализации, состоящую в постижении высшего единства жизни с точки зрения собственного высшего “Я” человека. Никакое многообразие жизни не способно умалить это состояние высшего Единства. Достигший Его — защитник всего и вся, ибо он — жизнь вечная. Он строит мост над пропастью между относительным и Абсолютным. Вечный Абсолют в нем находится на уровне тленного феноменального мира. Он живет, чтобы придать смысл пеану Упанишад:
“пурнамадах пурнамидам” — То Абсолютное полно, это относительное полно. Тот, кто живет этой высшей Реальностью в своей повседневной жизни “считается высочайшим йогом”, — говорит Господь. Йога в этом состоянии достигла своего совершенства; нет более высокого уровня Единения, чем тот, которого он достиг. Он стоит, утвердившись на конечном уровне сознания.
Тем, кому нравится размышлять о метафизике Единения с Богом, может быть интересно, что в данном контексте ясно отображены два состояния Единения. То, что описано в этом стихе, — это Только более совершенное состояние, чем то, что описано в предыдущем стихе. Единение, в котором преданный все еще придерживается превосходства своего Бога, очень естественно переходит в гораздо более тесное Единение с Ним. На принцип Единения это не влияет. Это не тот вопрос, который может быть решен метафизическим умозрением или теологическим пониманием. Пока сознание человека действительно не поднято до этого уровня сознания Бога, любому описанию или пониманию разницы между двумя состояниями Единения будет всегда не хватать истинности, потому что, как уже было сказано, истина о более высоком состоянии сознания не может быть правильно оценена на более низком уровне.
Счастливы те, кто живет Единением с Богом. Они проводники людей на земле, содействующие эволюции всего сущего. Они выше религиозных и расовых ограничений. Играют ли они с Богом, или считают Его единым с их собственным Бытием, — это вопрос, решающийся между ними и Богом. Они живут, как преданные Бога, или они становятся единенными, становятся одним со своим Возлюбленным — это дело их и Бога. Пусть оно решается на том уровне Единения. Один взгляд не должен исключать другой. Грех против Бога возводить различия вокруг принципа Единения. Пусть последователи обеих школ мысли стремятся достичь своих соответственных целей и тогда обнаружат в том сознании, что другая точка зрения также верна на ее собственном уровне.
Назад | Оглавление | Вперед