Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.14
Всем своим существом в глубоком покое, освобожденный от страха, принявший обет целомудрия, со смиренным умом и мыслью, отданной Мне, пусть сидит он, единенный, осознавая Меня как Трансцендентное.
“Всем своим существом в глубоком покое” значит, что ум встал на путь возрастающего очарования, принося все большую удовлетворенность с каждым шагом и наполняя все существо человека еще более глубокой тишиной и покоем. Это состояние, где нет никаких беспокоящих элементов. Это не состояние глубокого сна, потому что тогда теряется чувство бытия. Это состояние, где покой глубок и чувство бытия не утрачено. Это состояние чистого осознания. Ум переключился с поля чувственного опыта на состояние высшего “Я”, состояние глубокого покоя.
“Освобожденный от страха”: на пути возрастающего счастья, во время медитации, нет возможности страха. Упанишады провозглашают, что страх приходит вместе с чувством двойственности. Освобожденный от страха значит освобожденный из поля двойственности. Предыдущий стих увидел ум собранный, выведенный из поля многообразия; в этом стихе он обретает свободу от чувства двойственности. Ум, в течение хода медитации, направленного внутрь, начинает терять чувство двойственности, начинает выходить из поля страха. Раз начавшись, этот процесс кладет конец двойственности и дает начало трансцендентальному сознанию, в котором нет никакой возможности страха.
“Принявший обет целомудрия”: это не значит, что практика предписана здесь только для тех, кто дал обет. целомудрия. В данном контексте Господь не рассуждает о каком-либо грубом аспекте жизни ищущего, о том, давать ли ему или не давать обета целомудрия. Каждое выражение этого стиха дает глубокое проникновение в состояние ума во время направленного внутрь хода медитации, и именно в этом смысле следует понимать слова “принявший обет целомудрия”.
Все энергии человека, давшего обет целомудрия, всегда направлены вверх; весь поток тела, ума и чувств, будучи устремлен ко все более высоким уровням эволюции, исключает какую-либо возможность для его энергии течь вниз. Подобным же образом, когда ум медитирующего погружается глубоко в себя, это тоже обладает эффектом, направляющим вверх энергию жизни в различных сферах его тела, чувств и ума к высочайшему уровню эволюции, в то же время не оставляя никакой возможности для нисходящего потока какой-либо умственной, чувственной или телесной энергии. Каждый аспект его индивидуальности сливается с вселенским сознанием в трансцендентальном поле Бытия. Поскольку Трансцендентальная Медитация несет с собой постоянный подъем ума к сознанию вечного Бытия, ее можно сравнить с обетом целомудрия, благодаря которому весь поток жизни человека, давшего обет безбрачия, всегда поднимается к этому высшему сознанию.
Поэтому здесь делается ударение не на акте принятия обета; скорее, на безмятежном и гарантированном потоке энергии человека, направленном вверх на пути поиска божественного. Это происходит во время процесса Трансцендентальной Медитации, а также в жизни человека, давшего обет безбрачия, — он становится “урдхваретас”, что означает, что его энергии направлены только вверх’.
“Со смиренным умом”: подчинив ум влиянию вечного Бытия. Это происходит в трансцендентальном сознании, и, поэтому, также в космическом и сознании Бога. Это основной момент данного стиха; все прочие его выражения следуют из этого.
Выражение “со смиренным умом” не значит, что ум нужно контролировать, в противодействие его естественным наклонностям, и заставлять его двигаться в направлении Трансцендентного. Дисциплинировать ум, пытаясь контролировать его, — не способ утвердить ум в высшем “Я”. Этот стих дает простой метод постижения Истины, нисколько не усложняя и не затрудняя его. “Смиренный ум” здесь означает и естественное для ума состояние покоя в трансцендентальном сознании, и его естественную склонность свободно течь в одном-единственном русле, ведущем к трансцендентному блаженству, потому что с каждым шагом движения внутрь во время медитации он испытывает все большее очарование. Ум становится смиренным вполне естественно, влекомый к Трансцендентному растущим очарованием, а не вынуждаемый волей, давлением или дисциплиной контроля.
“Мысль, отданная Мне”: значит мысль, подчиненная Мне, кто семь верховный Владыка всего мироздания2. “Мысль, отданная Мне”3 не значит мысли обо “Мне”. Это значит отдать авторство мысли. Это, в свою очередь, не означает, что человек перестает мыслить. Это значит придерживаться мыслей в состоянии непривязанности, в котором высшее “Я” остается не привязанным к процессу мышления, пребывая в Своей вечной свободе, тогда как всякая деятельность естественно передана Богу, который является основой всей жизни космоса.
В данном контексте, однако, “мысль, отданная Мне” лучше видится как относящаяся к времени медитации. Слова Господа указывают, что когда появляются мысли, человеку не следует с ними бороться, не следует пытаться контролировать ум, противодействуя им, или пытаться убежать от них; с ними нужно обращаться невинно. Пусть все будет по воле Бога. Продолжайте медитировать, расслабившись и не заботясь о мыслях, как если бы вы уже отдали их Богу.
Во время медитации не нужно создавать настроение подчинения мыслей Богу, человеку следует обращаться с ними, как если бы они уже были подчинены Ему и не принадлежат человеку больше; человек остается к ним совершенно безразличным.
“Пусть сидит он, единенный”: пусть он пребывает в трансцендентальном сознании, или пусть его ум прочно утвердится в космическом сознании или сознании Бога. Выражение “сидит он, единенный” не имеет никакого отношения к деятельности или бездеятельности; оно значит лишь то, что в состояниях трансцендентального сознания и космического сознания проникновение Бытия в природу ума столь полно, что ум всецело закреплен и включен в него и что в состоянии сознания Бога ум полностью захвачен Единством жизни. В состояниях космического сознания и сознания Бога это Единение остается тем же самым, независимо от того, активен ли ум или бездействует.
“Осознавая Меня как Трансцендентное”: это выражение проясняет весь смысл данного стиха, так как оно являет суть состояния смиренности. Смирение должно быть на уровне чистого сознания, на уровне самой жизни, на уровне Бытия — не на уровне мышления, чувства или понимания.
Назад | Оглавление | Вперед