«Основа спокойствия- это блаженство. Пока человек не счастлив, он не может жить в покое. Спокойствие без постоянного счастья – это всего лишь пассивность. Когда человек спит ночью, он чувствует отсутствие активности. Это называется спокойствием. Но когда он просыпается утром и входит в область мысли, речи и деятельности, он снова начинает чувствовать себя несчастным. Спокойствие, ощущаемое в отсутствие активности, недолговечно.
Покой, достигнутый избавлением ума от мыслей, удерживанием ума в подвешенном состоянии, это просто отсутствие давления мысли. Когда такой ум возвращается в область мышления и действия, он снова начинает ощущать давление мыслей и действий. Тогда человек начинает чувствовать себя беспокойным. Все подобные практики, в которых ум заставляют замолчать, неверны. Ум становится тупым, если подобные практики длятся долго.
В мире есть много групп, которые сидят в тишине и пытаются услышать свой внутренний голос или голос Бога, как они его называют. Все такие практики делают ум пассивным и тупым. Те, кто практикует умолкание ума, начинают испытывать недостаток ясности. Тупость видна на их лицах. Они не энергичны в сфере действия. Они выглядят спокойными, но они пассивны в жизни.
Цена за такой опыт спокойствия – это потеря эффективности в жизни и потеря самой жизни. Попытка заставить ум замолчать в надежде испытать чистое сознание приводит к иллюзиям. Когда кто-то выгоняет мысли из ума, он становится пассивным, потому что он остаётся на уровне осознанного мышления без мыслей. Эта практика делает ум тупым.
Необходима не пытаться освободить ум, а направить сознательный ум в тонкие состояния мышления, чтобы в конечном итоге трансцендировать тончайшее состояние и прийти к абсолютному состоянию Бытия. Удержание ума на сознательном(поверхностном) уровне всего лишь выводит его из сферы деятельности и позволяет ему быть пассивным и недеятельным. Единственное что это даёт – снижает ясность ума и привносит в него тупость и пассивность.
Люди, которые практикуют это, чувствуют спокойствие в жизни, потому что они практикуют подавление или отрицание мыслей. Когда ум, достигший качества инертности и тупости из-за таких практик, мыслит не очень энергично и не вовлекается со всей энергией в поле опыта и деятельности, то спокойствие ощущается из-за тупости ума , Но всякий раз, когда возникают серьезные проблемы в жизни, ум испытывает напряжение, потому что его тренировали оставаться тупым и пассивным. Когда человек должен стать активным, чтобы выполнить некоторую работу очень точно и энергично, ум чувствует напряжение.
Такая практика также нанесла большой ущерб прогрессу личности и общества.
Таким образом, мы обнаруживаем, что практики, которые вначале заставляют ум замолчать, в первую очередь вызывают тупость в уме, а во-вторых, ощущаемый покой не долговечен. Как мы уже говорили, спокойствие может быть продолжительным только тогда, когда ум можно сделать счастливым навсегда. Только если сама природа ума может быть трансформирована в сознание блаженства, спокойствие может быть продолжительным. Поиски спокойствия должны быть направлены на то, чтобы привести ум в поле трансцендентного, источник всего счастья посредством практики Трансцендентальной Медитации.
Когда человек не умиротворен, возникает страх, неуверенность в себе и вся эта мелочность в жизни, и сознание человека становится настолько несчастным, что он не может думать и не может совершить ничего стоящего. Страх – это просто отсутствие уверенности в себе, а основа уверенности – в удовлетворенности, которая может возникнуть только из опыта блаженства. В мире нет ничего, что могло бы действительно принести уму постоянное удовлетворение, потому что все в мире, хотя и обеспечивает уму некоторое счастье, не является достаточно интенсивным, чтобы удовлетворить огромную жажду счастья ума.
Единственная область удовлетворения – это трансцендентное поле сознания блаженства. До тех пор, пока человек не придет в это состояние, его спокойствие всегда будет находиться под угрозой из-за недостатка удовлетворенности.
Единственные золотые врата к спокойствию в жизни – это опыт трансцендентного сознания блаженства , и любому человеку легко достичь этого великолепия жизни и жить им всю свою жизнь.»
Махариши