Назад | Оглавление | Вперед
Веданта
Веданта означает конец Веды, конечное знание Веды. Система Веданты также известна как Уттара Миманса, означающая, что это исследование последней главы Веды, Упанишад. Если Карма Миманса Джаймини, или Пурва (ранняя) Миманса, как ее иногда называют, рассматривает ту часть Веды, которая касается действия, то Уттара (поздняя) Миманса Вьясы’, или Веданта, рассматривает ту часть Веды, которая касается знания. Основная цель Веданты — воспитать человека в истине, что полное знание жизни – это ни что иное, как сама жизнь, когда ею живут естественно на уровне Бытия.
С космической точки зрения Веданта объясняет отношения непроявленной абсолютной Реальности (Брахмана) с проявленным относительным аспектом жизни введением принципа майи.
Слово “майя” буквально значит то, чего нет, то, что не существует. Это раскрывает характер майи: она не что-то вещественное. О ее присутствии заключают по воздействию, которое она производит. Влияние майи может быть понято на примере сока, проявляющегося как дерево. Каждое волоконце дерева — не что иное, как сок. Сок, оставаясь соком, проявляется как дерево. Подобным же образом, благодаря влиянию майи, Брахман, оставаясь Брахманом, проявляет себя как видимый мир.
На индивидуальном уровне Веданта объясняет отношения абсолютного “Я” (Атмана) и относительного аспекта индивидуальной жизни принципом авидьи. Авидья, или неведение, есть не что иное, как майя в более грубой форме. Если майя может быть уподоблена чистой воде, тогда мутная вода — это авидья.
Под влиянием майи Брахман проявляется как Ишвара, личностный Бог, существующий на небесном уровне жизни, в самой тонкой области творения. Подобным же образом, под влиянием авидьи Атман проявляется как джива, или индивидуальная душа.
Урок Брахмана дан словом “учитель”. Учитель, обладая всей мудростью жизни, утвердился в брахми-стхити, состоянии Брахмана, или космическом сознании.
Урок майи дан в этом стихе словом “раджа”, или царь, которое значит “князь” или “король”. Законным царем Дурьодхана не был.
Урок касательно Ишвары также дан словом “раджа”, или царь. Царь обладает высочайшей властью на человеческом уровне.
Урок Атмана дан словом “Пандавы”. Словосочетание “армия Панда-вов” выражает, что Пандавы совсем не обязательно часть армии, хотя они ее хозяева. Так же и Атман отделен от мира деятельности и не вовлечен в него.
Урок авидьи дан словами “видя… приблизился… произнес”. Авидья, или неведение, лежит в основе всякой деятельности индивидуальной жизни.
Урок дживы преподан именем “Дурьодхана”, о ком сказано, что он увидел, приблизился и заговорил. Именно джива участвует в деятельности.
Изложение знания о жизни в Веданте столь совершенно, что обычный уровень человеческого разума не в состоянии ее понять. Поэтому в качестве необходимой предпосылки для получения знания Веданты, уровень сознания должен быть поднят. Чтобы стать способным понять Веданту, человек должен проживать свою жизнь на уровне четырех качеств:
- ВИВЕКА (РАЗЛИЧЕНИЕ)
Урок этого преподается выражениями “видя армию” и “приблизился к своему учителю”. Именно благодаря силе различения, Дурьодхана, уви-дев армию, решил приблизиться к своему учителю и представить ему ситуацию, прежде чем в конце концов ринуться в бой.
- ВАЙРАГЬЯ (НЕПРИВЯЗАННОСТЬ)
Урок этого обнаруживается в слове “Пандавы”. Пандавы были на поле битвы, и все же выражение “армия Пандавов” изображает их как обособленных от армии, как если бы они не были вовлечены в нее. Это вносит ясность, что учение вайрагьи, в соответствии с этим стихом, не включает отказа от деятельности или обязанностей жизни. Человеку достаточно оставаться невовлеченным в свою собственность. Отказ от собственности не критерий непривязанности.
- ШАТСАМПАТТИ (ШЕСТЬ СОКРОВИЩ)
i. Шама — контроль ума. Урок этого дан словосочетаниями “видя армию” и “приблизился к своему учителю”. Если бы Дурьодхана не обладал этим качеством шамы, ему бы не хватило присутствия ума, чтобы подойти к учителю и просить у него совета.
ii. Дама — контроль чувств. Урок этого дан выражением “армия… построенная в боевом порядке”. Армия чувств построена, способна функционировать, но еще не активна. Это указывает, что готовность чувств не ставит под сомнение принцип контроля чувств.
iii. Упарати — воздержание. “Приблизился к своему учителю” дает урок воздержания. Это означает, что путь к состоянию просветления есть истинное воздержание — воздержание от невежества и пут. Это слово обычно превратно понималось как означающее воздержание от деятельности.
Практический аспект воздержания — Трансцендентальная Медитация, потому что эта практика — прямой путь к трансцендентальному сознанию, состоянию просветления. После достижения трансцендентального сознания направленным внутрь ходом медитации, ум выходит оттуда, чтобы заниматься деятельностью. Этот процесс неоднократного достижения трансцендентального сознания и затем занятий деятельностью в результате делает состояние просветления постоянным. Поэтому ясно, что учение упарати, или воздержания, никоим образом не означает впасть в бездеятельность или отказаться от деятельности вообще.
iv. Титикша — долготерпение. Урок этого дан фразой “армия… построенная в боевом порядке”. Армия, чья функция — сражаться, выдерживает бездействие. Суть долготерпения — принимать вещи, так, как они приходят.
v. Шраддха — вера. Урок веры дан во фразе “приблизился к своему учителю”.
vi. Самадхана — умственное равновесие. Невозмутимое состояние “учителя”, явленное в этом стихе, дает урок умственного равновесия.
4. МУМУКШУТВА (ЖЕЛАНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ).
Урок этого преподан словами “приблизился к своему учителю”.
Этот анализ второго стиха главы I служит иллюстрацией, показывающей, что каждый стих Бхагавад-Гиты ценен и его истина может быть доказана в свете шести систем Индийской философии. В то же время он показал, что цели каждой системы осуществляются благодаря практике Трансцендентальной Медитации.
Шанкарачаръя Нагар, Ришикеш, У. П.
Махашиваратри
18 февраля 1966 года
ДЖАЙ ГУРУ ДЭВ
Назад | Оглавление | Вперед