77
Те, кто ищут знания, должны обратиться к гуру
TadvijnAnArtham sa gurum evabhigaccheti
SamitpAnih srotriyam brahmanistham
— Мандукья Упанишад 1.2.12
Здесь каждое слово имеет два значения: одно – прямое значение слова, и другое – скрытое значение. В этом учении, прямое значение слова “тат” (в словосочетании “TadvijnAnArtham“) есть “mAyopAdhi caitanya deva isvara” («Разумный божественный Господь с атрибутом Майи») – Господь Рама, Кришна, Шакти и так далее, кто есть Брахман, обладающий формой (сакара). Скрытое значение слова “тат” – абсолютный, полный Брахманам, который за пределами Майи, без свойств (ниргуна), без формы (ниракара), Параматма, которая пронизывает все живые и неживые формы. Поэтому “тат” ясно представляет Параматму с формой и качествами (сагуна), и также ясно означает бесформенный, безатрибутный Парабрахма. Те, кто заинтересован в глубинном осознании этого, должны отправиться к гуру.
Не следует обращаться к гуру с пустыми руками, но необходимо взять фрукты и цветы. Следует обратиться только к тому гуру, кто полностью познал значение Вед и Шастр (srotriya), и через Веды и Ведартхи упрочился в Парабрахме, Параматме¹. Только тот, кто обладает обоими этими качествами, может называться Гуру и Ачарья.
Гуру – это лодка, которая помогает нам пересечь океан сансары. Большая редкость обрести сат гуру² в этом мире, несмотря на многообразие вариантов. Веды и Шастры полны мантр, в которых нет недостатка. Тем не менее, мантры, представленные в книгах, как груда пуль. Могут быть сотни разновидностей накопленных снарядов, и кто-то может так же иметь ружье, но они будут бесполезны до тех пор, пока вам не дадут совет, какой калибр использовать. Подобно тому, как искусный стрелок использует различные размеры пуль, чтобы охотиться на льва, на слона или оленя, так же только опытный гуру знает, кому какие мантры следует давать. Наблюдая способности ученика, склонности и так далее, и в соответствии с пригодностью, он определяет мантры, которые будут полезны для ученика.
Нигде в писаниях мы не найдем учения, что гуру должны идти к своим ученикам. Нигде мы не найдем учения, что ученики должны посылать машины, чтобы доставить их гуру к ним. Ученики должны идти к своим гуру; это заслуживает уважения. Хотя, с тех пор, как гуру стали попадать в зависимость от своих учеников, ради средств к существованию, почетность института гуру была запятнана.
Кто такой радж гуру? Они “радж гору” (“гору” значит “животное”). Такой гуру, как царь, будет иметь много собственности, он будет разъезжать на машинах, и, более того, он начнет наслаждаться райским комфортом до такой степени, что даже бросит свою пурушартху. Он перестает думать о благополучии своих учеников, и не беспокоится, даже если они следуют в ад.
Тулсидас правильно записал:
Harai sisya dhana soka na harai |
mem guru ghora naraka mamha para ||
«Мое богатство украдено, моя печаль бесконечна. Мой гуру со мной в ужасном аду».
— Рамчаритмана
Как может быть устранено страдание? Шрути говорят: “Tarati sokamatmavit” — “Познавший атму пересекает страдание”. Тот, кто знает Себя (Я), пересекает океан страданий. Поэтому, когда ученик обращается к человеку, сведущему в святых писаниях и крепко установленному в Брахмане, он обретет осознание Себя. Такое наставление дано Шрути.
Если гуру не способен дать атма джньяну (знание об Атме) ученику, или ему не удается подвести его к видению Бхагавана, но вместо этого он продолжает использовать его деньги, тогда, определенно, он отправится в ужасный ад. Если я принимаю кого-то в качестве своего ученика, тогда я тяжело работаю, чтобы помочь ему обрести знание Себя или получить видение Бхагавана. В случае, если ученик не способен довести это до конца из-за своей собственной непригодности, тогда, чтобы спасти себя от ада, я не принимаю никакого финансового или другого служения от таких учеников.
Однажды я был на Кумбха Меле в Прайяге (Аллахабад). Там, во время одной встречи, я сказал:
— Я подумал, хотя мое дело новое, оно идет очень хорошо.
Услышав это, некоторые садху прокомментировали:
— Мы не видим никаких проведенных транзакций. Это саркастическое замечание, относительно наших трат.
Поразмыслив над этим, некоторые люди подошли ко мне и спросили:
— Махарадж, в магазине есть покупка и продажа, но вы не вовлечены в транзакции. Тогда что вы имеете в виду под своим заявлением?
Я ответил:
— Я тоже даю и принимаю, но мои транзакции отличаются от ваших. Вы, люди, все проводите в деньгах, а я имею дело с чем-то более ценным.
Нет сомнений, вы видели, как два богатых человека в состоянии спора готовы пожертвовать всем своим имуществом, чтобы выиграть дело, но ни один не уступит другому. Что бы ни случилось, они не склонят своей головы перед кем бы то ни было. Это та же голова, которую они отказываются склонять даже перед лицом своего полного уничтожения, и которую они принесут и коснутся ею самого пола передо мной. Они не имеют ничего более ценного, чем это, чтобы отдать мне. Таким образом, мы берем их самое драгоценное подношение, а взамен даем им путь, который приведет их к благополучию. Что означает склонение головы, может понять лишь тот, кто никогда не преклонял своей головы ни перед кем. Тот, чья голова склоняется тут и там, не знает ценности поклона, и такой человек ценит деньги больше. Склонение головы представляет собой сдачу эго, капитуляцию всем своим существом. Неправильно придавать деньгам большую ценность, нежели это. Мы забираем эго4 людей и даем им путь, который ведет к их спасению. Это и есть наша транзакция.
¹ Брахмаништха – “прочно укорененный в Брахмане“
² «Истинный учитель», или реализовавшийся совершенный мастер. Так же рассматривается и понятие Садгуру.
³ «Раджа гуру» – обычно указывает на гуру богачей.
4 Ахамкара – буквально “делатель Я“.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед