В честь главного ведического праздника в году, Гуру-Пурнима, новая статья о Ведической Традиции, Гуру-Парампаре. Учителя и практики Трансцендентальной медитации (ТМ) должны знать историю. Мы с вами получили благословение в практику Трансцендентальной Медитации (ТМ) через своих Преподавателей, подготовленных Махариши Махеш Йоги.

В комментариях к «Бхагавад-Гите» Махариши Махеш Йоги пишет:
«Так говорили все великие Учителя с незапамятных времён; они никогда не утверждали, что их учение ново, скорее, они выражали забытую мудрость жизни. Они говорили только о восстановлении, т.к. истинность любого полезного принципа продолжает существовать во времени. Время от времени приходят великие Учителя с праведным вдохновением открыть путь ещё раз. Они возрождают Традицию, поддерживающую Учение».
«Хранители древней Традиции Ведической мудрости действуют как стражи основной кроны, от которой время от времени отрастают различные ветви в виде религий, вероисповеданий, философий и культур в различных частях света».
«Священная Традиция великих Учителей, возрождающая учение после каждого периода утраты, привлекала умы и сердца любящих Истину в каждую эпоху».

Махариши также выражает великую благодарность своему Учителю, Гуру Дэву, Его Божественности Брахмананде Сарасвати:
«Его спокойные слова, исходящие из безграничной любви в его сердце, проникали в сердца всех, кто слышал его послание о полноте, и приносили Просветление в их умы. Его послание было посланием полноты сердца и ума». – Махариши, 20 июля 2005 г.
ГУРУ ПАРАМПАРА – СВЯЩЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ВЕДИЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ЛИНИИ УЧЕНИЯ АДВАЙТА ВЕДАНТЫ
Линия передачи – это как канал, по которому передается божественное знание от самого Абсолюта, Бога Творца, великих богов, риши, сиддхов, то есть святых. Северная линия духовной преемственности основана тысячу лет назад Шри Шанкарачарьей и Традицией десяти имен (Дашанами-санньяса).
В комментариях к Бхагавад-Гите Махариши приводит обращение, в котором увековечены незабвенные имена великих учителей священной Традиции Ведической мудрости:
Нараяна,
Падма Бхава (Брахма),
Васиштха,
Шакти,
Парашара,
Веда Вьяса,
Шукадева,
Гаудапада,
Говинда,
Ади Шанкарачарья,
Падмапада,
Хастамалака,
Тротакачарья,
Вартикакара.
И в наш век Традиция продолжается двумя прославленными именами:
Свами Брахмананда Сарасвати,
Махариши Махеш Йоги…
НАРАЯНА

Господь НАРАЯНА – первый носитель жизни и, как таковой, — первый представитель чистого знания, первый учитель мудрости абсолюта.
Нараяна – Абсолют, Верховный Бог в Своей бесконечной всепроникающей форме. В Яджурведе говорится, что Нараяна пронизывает все, что можно увидеть или услышать в этой Вселенной изнутри и снаружи. Другой перевод слова Нараяна – это “спящий на водах Причинного Океана”. На санскрите слово “нара” обозначает всех созданий (джив). Таким образом, еще одно значение имени «Нараяна» – прибежище для всех живых существ.
Нараяна участвует в создании 14 миров Вселенной как Брахма, когда он сознательно проявляется под воздействием Раджа гуны. Он поддерживает и сохраняет вселенную как Вишну, когда проявляется через Саттва гуну, и уничтожает вселенную в конце махакальпы как Шива или Рудра, когда он проявляется в Тамас-гуне
В Бхагавад-Гите Нараяна описывается как имеющий форму вселенной (Вишварупа), которая за пределами человеческого восприятия или воображения.
Бхагавата-Пурана провозглашает Нараяну Пара-Брахманом – Верховным Господом, который создает бесчисленные вселенные и пребывает в каждой из них как всепронизывающий Абсолют.
Нараяна – первый носитель знания о развитии Мироздания, обладал и абсолютными (вездесущий, непроявленный), и относительными качествами (он был в человеческой форме).
Нараяна передал знание во всей его полноте Падма-Бхаве, лотосорожденному Брахме, творцу, который сидит на лотосе, символ вечности Бытия.
БРАХМА

Брахма – бог творения, наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Его Супруга – богиня знания и учёности Сарасвати.
Брахма есть творческая сила, творец и прародитель богов и Вселенной. Он оберегает порядок в Космосе и мораль, установленную в обществе, в то время как Вишну сохраняет Вселенную, а Шива ее разрушает.
Согласно Ведам Брахма является саморожденным, он появляется в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.
В «Махабхарате» Брахма называется «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность».
Далее знание передавалось от учителя к ученику.
ВАСИШТХА

Васиштха является бессмертным сыном самого Брахмы-творца, одним из великих владык и хранителей Вселенной. Также Васиштха – один из семи божественных мудрецов, риши. Он – муж Арундхати, один из прародителей земных существ. Само слово Васиштха на древнеиндийском означает «самый богатый» или «наилучший».
В ашраме Васиштхи всегда было много учеников. Богами ему была дарована корова Нандини, которая кроме молока давала пищу его жителям, исполняя их желания.
Описывается, что он всегда строго исполнял свой долг и следовал обрядам, предписанным священными писаниями.
Васиштха был семейным наставником правителей Солнечной династии. Во времена Трета юги он был гуру Рамы и указал ему путь к высшей цели жизни человека – мокше. Наставления Васиштхи, которые он давал Раме, вошли в один из величайших священных текстов – «Йога Васиштха». Высшие уровни знания мудреца были изложены в «Васиштха Самхите», которая, к сожалению, не дошла до наших дней. Фрагменты утраченного текста можно встретить в других источниках в форме цитат, но та мудрость, которую Васиштха вложил в этот труд, сохранилась невредимой лишь в устной традиции гималайских мастеров.
Васиштха был первым человеком, который получил все знание, он познал 841 гимн Рик Веды. 7-я мандала Рик Веды — познания, прозрения, постижения его (он познал механику Мироздания во всей полноте).
ШАКТИ

Шакти Муни или Шакти Махариши – старший сын риши Васиштхи. Шакти значит “сила”, “мощь” “знания”.
Шакти установил принципы передачи знания от отца к сыну (знание, богатство, опыт) – в этом идеал образования. Веды Шакти имеют структуру молитвы, обращение к Индре. Индра – бог всех богов — приходит к нам, как отец и отдает все богатство и опыт.
ПАРАШАРА

Парашара Риши, постигший 104 гимна Рик-Веды. «Агним…» — первая сукта первой мандалы Рик Веды. «Агни» — фундаментальный импульс созидательного разума, который созидает все проявленное мироздание – пусть мое сознание будет пропитано фундаментальным созидательным разумом, откуда начинается все проявленное.
Мудрец Парашара – сын Шакти Муни и внук риши Васиштхи. Рождённый в семье великих мудрецов, Парашара сам стал одним из них. Ради того, чтобы обрести духовное могущество и мудрость, он совершал суровые аскезы. Парашару воспитал его дед Васиштха, поскольку отец Парашары Шакти Муни умер прежде его рождения.
Мудрец Парашара написал и составил множество текстов, в частности, посвящённых астрологии. Фактически, именно он первым изложил принципы астрологической науки. Его астрологический текст «Брихат Парашара Хора Шастра» на сегодняшний день остается самым важным текстом по ведической астрологии.
ВЕДА ВЬЯСА

Мудрец, автор и составитель многих древних и наиболее значимых священных текстов – 18 Пуран и Смрити. Вьяса считается автором «Веданта-сутр», входящих наряду с «Бхагавад-Гитой» и главными Упанишадами в тройной канон.
По преданиям, Ведавьяса был незаконнорожденным сыном мудреца Парашары и Сатьявати. В силу своего происхождения он получил имя Канина («незаконнорожденный»), по цвету кожи — Кришна («чёрный»), а по месту рождения и воспитания — Двайпаяна («рождённый на острове»). После рождения Вьясы, Сатьявати вышла замуж за царя Шантану и родила от него двух сыновей.
Старший из них был убит в сражении, а младший умер бездетным. Вьяса, ведший аскетическую жизнь в лесу, по законам страны и по настоянию своей матери взял к себе двух бездетных вдов своего младшего брата. От них он имел двух сыновей: Дхритараштру и Панду, родоначальников двух враждующих в «Махабхарате» родов — Кауравов и Пандавов.
Шри Вьяса получил ведическое знание от своего Гуру, Шри Нарады Муни. В начале Кали-юги возникла необходимость в письменной передаче знаний, потому что люди в результате духовного упадка стали утрачивать способность навсегда запоминать единожды услышанное, и Шри Вьясадев систематизировал и записал ведическое знание, разделив его на четыре веды: Рик, Сама, Яджур, Атхарва.
В этом Веда Вьясе помогал Шри Ганеша, который успевал писать собственным бивнем под его диктовку, не упуская ни слова.
Великая сила Традиции – вдохновлять каждого в любом возрасте, как отшельника, так и домохозяина и это ясно иллюстрирует семья Веда Вьясы. Жизнь его – пример образа жизни домохозяина.
Вьяса передал Знание своему сыну Шукадеве.
ШУКАДЕВА

Шука – сын Вьясы, он был освобождённой душой ещё до своего появления на свет. Вьясадева поведал сыну Бхагавата-Пурану ещё до его рождения, а родившись, ребёнок приступил к изучению этого великого произведения и смог постичь его смысл. В Пуранах также говорится, что Шукадева превзошёл своего отца по уровню духовного развития, что наглядно показывает случай, когда Вьяса и Шукадева, следуя по лесной тропинке, наткнулись на группу девушек, купавшихся в пруду.
Шукадева был настолько чист и свободен от вожделения, что при виде его девушки даже не сделали попытки прикрыть свою наготу, однако при появлении Вьясы они немедленно спрятались. И это несмотря на то, что Шукадева был юношей и ходил полностью обнажённым, будучи трансцендентным к социальным нормам и предписаниям, а Вьяса был глубоким стариком. Впоследствии Шукадева оставил дом своего отца, для того, чтобы принять санньясу.
Покинув родительский дом, Шука скитался под видом безумного странника, не узнаваемый простыми людьми; его узнавали только тогда, когда он начинал рассказывать Шримад-Бхагаватам. Как и другие великие риши и муни тех времён, Шукадева жил на одном молоке. Он не останавливался в домах людей более, чем на пять минут — время, необходимое для того, чтобы подоить корову и дать немного молока нищему страннику.
Шукадева полностью поведал Бхагавата-Пурану Парикшиту Махарадже, когда император, узнав о своей приближающейся смерти, отправился на берег Ганги. Шукадева, который путешествовал в то время по Земле и которому было всего шестнадцать лет, появился у Ганги именно в тот момент, когда там находился Парикшит, готовящийся к смерти и окружённый святыми и великими мудрецами. Увидев Шукадеву, император Парикшит поклонился ему и обратился с вопросом: «Ты — духовный учитель великих святых и преданных. Поэтому я умоляю тебя: укажи путь, который может привести к совершенству каждого, а особенно тех, кто стоит на пороге смерти».
В течение семи дней, вплоть до самой кончины Парикшита, Шукадева отвечал на этот и множество других вопросов императора. Вопросы Парикшита и ответы на них Шукадевы и составляют содержание Бхагавата-пураны.
Жизнь Шукадевы – идеал жизни отшельника (отсутствие двойственности, самодостаточность в самом себе). Он излагал жизнь Кришны, объяснял жизнь Абсолюта, на уровень человеческой речи перенес игру Абсолюта.
ГАУДАПАДА

Гаудападачарья значит “ученик Веданты”, вечной мудрости.
Это древнеиндийский мыслитель, вероятно, жил на рубеже VII-VIII веков. Гаудапада начал свою деятельность с длительной аскетической практики в Гималаях и там, ублажив Нара-Нараяну (Вишну) в Бадарикашраме, получил у него разрешение распространять учение Адвайта-Веданты, которое ему передал легендарный мудрец Шука.
Труды Гаудапады содержат первое систематическое изложение и истолкование Адвайта-Веданты, они оказали огромное влияние на Шанкару и Адвайту в целом.
В комментариях к Мандукья Упанишаде – Мандукья-карике» Гаудапада анализирует важнейшие темы Адвайта-веданты: тождество Брахмана и Атмана, майя, мудрость («джньяна») как средство освобождения, непостижимость Абсолюта и т.д.
На философию самого Гаудапады немало повлиял буддизм, в чей период большого распространения, несомненно, жил индийский мудрец.
Гаудапада обучил Йоге Говиндападу.
ГОВИНДА БХАГАВАТПАДА

Говинда Бхагаватпада — индийский мыслитель, учитель Адвайта-веданты, духовный наставник и святой мудрец VII-VIII веков. Известен прежде всего тем, что был гуру индийского философа, основоположника Адвайты, Шри Ади Шанкарачарьи.
Чандра Шарма родился в семье браминов на севере Индии в Кашмире. Желая услышать учение от Патанджали, он отправился на юг Индии. По пути встретил Гаудападу, который за 9 дней передал ему учение. Позже он принял санньясу, и став учеником Гаудапады получил намадикшу – Говинда Бхагаватпада.
Говорится, что позже сам Вьяса пришел к Говиндападе и попросил его отправиться на берег реки Нармада и ожидать прихода Шанкарачарьи, который есть никто иной, как сам Шива, воплотившийся с целью написания комментария на Брахма Сутры.
Как гласит история, Шанкара шел сотни километров через леса, долины, пересекая горы и реки, пока, наконец, не достиг Омкарешвара, где под деревом баньяна на берегу реки Нармада в состоянии Нирвикальпа-самадхи находился Говинда Бхагаватпада.
Говинда Бхагаватпада принял Шанкару как своего ученика и передал ему Учение Адвайты. В свою очередь Шанкара написал комментарии ко всем трем текстам Тройного Канона, а также другим писаниям, подведя их к единой философии недвойственности, благодаря чему Учение Адвайты обрело еще большую силу и авторитет среди всех ведических школ.
АДИ ШАНКАРА

Ади Шанкара – воплощение Шивы, великий реформатор Учения Адвайты. Существует несколько версий датировки жизни Шанкары. Он сыграл огромную роль в обновлении духовной среды Индии, пытаясь привести десятки самых разнообразных, не редко противоречащих друг другу философских направлений к общей основе, и при этом не разрушить их, а направить их к единой цели – недвойственной Истине. Вся деятельность и произведения Шанкары имели единую цель – восстановить утраченный авторитет Вед, вернуть человечество на путь Истины.
Его отец умер, когда Шанкаре исполнилось 5 лет. В этом возрасте он приступил к изучению четырёх Вед, показав поразительные способности, и вскоре превзошёл в учёности своих учителей. В возрасте 8 лет, на глазах матери, в реке его схватил крокодил и не отпускал пока женщина не согласилась, чтобы её сын стал санньяси. Шанкара отправился в поисках гуру на север Индии, где на берегах реки Нармады он встретил Говиндападу, ученика Гаудапады. Здесь Шанкара постиг основы Адвайты, написал большинство шиваитских и вишнуитских гимнов, создал ряд философских трактатов и комментарий к «Брихадараньякаупанишаде».
Позже Шанкара, получив благословение своего учителя, за четыре года написал комментарии ко всем произведениям «тройного канона»: «Брахма-сутрам», «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам.

Также Шанкарачарья был учеником и Шри Гуру Датты, поскольку Даттатрейя — бессмертный изначальный Учитель всех святых, рождающихся на земле. Шанкара был преданным почитателем Бхагавана Даттатрейи. Ему приписывают авторство различных гимнов восхвалений Даттатрейи, таких как “Даттатрейя бхуджамга стотра”. Есть две интересные истории о мистической связи Шри Шанкарачарьи и Авадхуты Даттатрейи.
Первая история говорит, что в одно время Шанкара попросил у Шри Даттатрейи о том, чтобы орден санньяси, основанный Шанкарой, был хорошо воспринят обществом. Даттатрейя с радостью выполнил его желание, дав свое благословение. Другая история описывает как Шанкара получает благословение в ашраме Даттатрейи. В тексте “Гуру-вамша-кавья” – своего рода хронике жизни Шанкары в стихах, написанной святым Джагат Гуру Шрингери Сатчитананда Бхарати, говорится о том, как в конце своей жизни Шанкара совершал путешествие из Сиддхешвари в Непале к ашраму Даттатрейи в Махуре.
Там он поставил свою палку и она превратилась в дерево. Он положил свою чашу для пожертвований и она превратилась в священную тиртху. С тех пор он оставался в компании бессмертного Даттатрейи, постоянно беседуя о Веданте. Перед исчезновением Шанкары из мира, Даттатрейя появился перед ним в Бадринатхе. Бессмертный йогин взял его с собой в пещеру, откуда они больше не выходили.
Шри Ади Шанкарачарья – многогранный гений, воплотивший в себе редкие качества философа, поэта, комментатора, оратора, святого и религиозного реформатора. Считается, именно он выявил суть Вед и Упанишад. Он объединил все противоборствующие концепции, показав, что существует лишь одна беспредельная Реальность.
Шанкара объединил три пути восхождения к Истине: Путь действия (Карма-йогу), Путь любви и преданности Богу (Бхакти-йогу) и Путь Знания (Джньяна-йогу), найдя каждому пути нужное и необходимое место в едином методе достижения от уз сансары.
Ему принадлежат выдающиеся философско-теологические трактаты, ставшие общепризнанной «классикой» Адвайта Веданты и индуизма – «Вивека-чудамани», «Атма-боддха», «Таттва-бодха», «Брахмана Чинтанам», «Вакья вриттих», «Апарокша-анубхути», «Шивананда-лахари», «Сундарья-лахари» и многие другие. В них Шанкара призывает каждого обратиться к своей лучезарной и бессмертной природе. Он считает, что различия между душой и Богом вызваны неведением. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Брахман Реален – Мир не реален. Душа тождественна Брахману». Таким образом, он выразил суть своего учения, которое он извлек из Вед и Упанишад.
Ади Шанкара был первым Шанкарачарьей. Его ученики передавали знание Веданты, поэтому их тоже так называли. Это сохраняет оживленной память и благословение первому Шанкарачарье, который освободил Индию от невежества.
На Шанкаре заканчивается «ствол» Ведической Традиции. Четыре ветви дерева Традиции в лице легендарных учеников Шанкары отходят от ствола этого дерева, и в дальнейшем от их учеников.
Шанкарачарья дал миру 4 последователей. К сожалению, у меня нет картинок учеников Шанкары. Их можно видеть на изображении рядом с Ади Шанкарой.

ПАДМАПАДА
Легенда гласит, что Шанкара должен был пересечь реку с одним из учеников, но лодка могла перевезти только одного пассажира. Поэтому лодочник взял Шанкару, а ученик остался на берегу. Как только лодка достигла другого берега, вода в реке неожиданно поднялась. Одновременно поднялась преданность в сердце ученика к своему Учителю и, думая о своем долге, он вошел в воду. Из воды поднялся лотос, чтобы поддержать стопу ученика, и так он достиг Учителя. Шанкара назвал его Падмапада.
ХАСТАМАЛАКА
Один из главных учеников Хастамалака , что означает, «плод на ладони руки» (“хаста” – “ладонь”, “амалака” – вид фрукта. Он приносил ясность и чистоту понимания жизни.
ВАРТИКАКАРА
Сурешварачарья был домохозяином. Развил школу Карма-мимамсы (пятая из шести систем индийской философии). Шанкара убедил его в истинности Веданты. Вартикакара покинул дом и стал санньяси. Он следовал Шанкаре, записал его труды, и путешествовал, пропагандируя учение.
ТОТАКАЧАРЬЯ
Один из наиболее выдающихся учеников Шанкарачарьи. Путь преданности, послушания: живи с Гуру, как его тень.
Историю Тотакачарьи можно прочитать здесь:
ГУРУДЭВ

Хотя между Гуру Дэвом и Ади Шанкарой более тысячи лет, мы считаем это прямой передачей, прямой в своей полноте. Гуру Дэв оживил это знание.
Прежде, чем начать общественную жизнь в качестве Шанкарачарьи монастыря Джйотир Матх, Гуру Дэв провел длительное время в уединении, в лесных пещерах и отдаленных джунглях, где даже дневной свет не проникал сквозь листву. Большую часть своей жизни он проводил в этих уединенных местах, глубоко уйдя в свою Любовь к Божественному. Внешне он жил в полной гармонии с природой, независимо от того, был ли он среди людей, или животных. Даже если ему доводилось встречаться с тигром или другими дикими животными, они проходили рядом, и шли каждый своим путем, без страха или разногласий.
Когда он появлялся в городах или деревнях региона, его физическое присутствие и Духовное обаяние привлекали со всех сторон людей, желающих получить его даршан (“взгляд” или “благословление”). Насколько возможно, он избегал известности, и искал одиночества отшельнической жизни. Тем не менее, несмотря на попытки оставаться анонимным, местные жители и духовные лидеры по всей Северной Индии узнали об этом редком Святом, жившем в лесу – отшельнике высшего ранга и светящемся маяке духовного Света.
Джйотир Матх является старшим для всех четырех Матхов (монастырей), основанных Ади Шанкарой около 1500 лет назад. Это место было вакантно вот уже 165 лет, в основном потому, что не находился кандидат, полностью удовлетворявший всем необходимым требованиям. Согласно традиции, Шанкарачарья должен быть брамином, быть связан цепью отношений Гуру – ученик с Ади Шанкарой, он должен быть данди-свами (носящим посох, отшельником, санньясином, отрёкшимся от материального), хорошо знать Ведическую философию (т.е. Веданту), и быть полностью реализовавшимся воплощением Адвайта-Веданты (школы недвойственности). Индийская религиозная федерация и различные государственные и духовные лидеры пришли к заключению, что Гуру Дэв не только подходил, но являлся единственным подходящим кандидатом за последнее столетие. Когда они обратились к нему, попросив занять пост Шанкарачарьи, Гуру Дэв сохранял молчание, и они ушли разочарованными. Более 20 лет они многократно пытались уговорить его занять священный трон, но безуспешно.
Внимательно почитайте биографию этого великого человека, освобожденного при жизни (дживанмукти), обладавшего совершенными сиддхами:
– Книга “Удивительные факты о Великом Святом”
МАХАРИШИ

Мой учитель, Махариши Махеш Йоги, провёл двенадцать лет, находясь в служении секретарем, в учениках у Гуру Дэва, Брахмананды Сарасвати, его учителя, занимавшего этот важный для всей Индии духовный пост с 1942 года по 1954 год.
С конца 50-х гг. 20-го столетия о Махариши узнал весь мир. Он приехал из Индии на Запад, чтобы нести людям простое, истинное Ведическое Знание.
– История 50 лет работы Махариши по установлению мира
УЧИТЕЛЯ ТМ
Реализованный Мастер Махариши Махеш Йоги через знания и опыт, полученные от своего Гуру в Ведической Традиции (Гуру Парампара), предлагает людям бесценный дар в виде Трансцендентальной Медитации (ТМ), ТМ-Сидхи и продвинутых техник ТМ. Для этого Махариши подготовил Преподавателей ТМ во всех странах мира.
“Никто другой не может поднять стандарт чужого сознания. Безусловно, какую-то помощь в виде информации и наставления могли бы предложить другим те, кто знает путь, но ответственность за воспитание сознания лежит на самом себе”. – Махариши, “Наука Бытия и Искусство Жизни”
Святая Традиция вне времени, она вечно существовала и будет существовать, т.к. она несет знание, которое вечно – знание великих учителей древности. Учителя Святой Традиции хранили знание Вед (знания обо всех законах природы, которые отвечают за развитие и разрушение, и эволюцию всей Вселенной).
Вся слава и благодарность нашим Учителям, из глубин сердца и сознания! Они сохранили и пронесли Знание, Истину жизни, сквозь века, то Знание, каким жили сами и были живым примером его! Мы благословлены их Светом и безграничной любовью и поддержкой! Это вечно, как и Вечно само Знание!