В то время, как обычно под йогой понимаются разнообразные упражнения на скрутку и растяжение, пришедшие к нам из Индии, слово «йога» имеет гораздо более широкое значение и включает в себя также и глубокую медитацию. В Индии под йогой понимают состояние ума, а не просто упражнения для тела.
Главный текст по йоге называется «Йога-Сутры Махариши Патанджали». Он включает в себя 195 коротких изречений, называемых сутрами. Вторая сутра «Йога-сутр» даёт определение йоги. На санскрите оно звучит так: «Йога Читта Вритти Ниродха». Это переводится как: «Йога — это полное успокоение активности ума». (Йога – это полное успокоение (ниродха) активности (вритти) ума (читта).) Это считается классическим определением йоги.
Йога-сутры Патанджали определяют глубину этого опыта как Самадхи. Самадхи — это состояние ума, в котором нет мыслей и нет объекта медитации, где ум полностью расширен и находится в состоянии чистой безграничной осознанности. Хотя столетиями учёные на Западе и Востоке считали этот опыт чрезвычайно трудно достижимым, наше поколение стало свидетелем примечательно нового понимания естественности глубокой медитации благодаря учению Махариши Махеш Йоги, ведического учёного и мудреца, давшего миру технику Трансцендентальной Медитации.
Мне хочется сравнить обучение медитации с обучением плаванью. Новичок склонен прилагать слишком много усилий и усиленно бьёт по воде, но когда ему дают должные указания, как расслабиться в воде, он делает плавные взмахи и без усилий скользит по воде. С должными указаниями медитация так же легка.
Те, кто знаком с йога-сутрами Патанджали, знают, что самадхи — это то, что не достигается в отрыве от всего. (Махариши приводит пример – если потянуть стол за одну из ножек, он будет двигаться весь.) Оно является частью одной из восьми составляющих (конечностей) йоги, называемой аштанга-йогой («ашта» означает «восемь» и «анга» означает «конечность»). Последние три (дхарана, дхьяна и самадхи) связаны с медитацией. Я полагаю, что большинство систем медитации хороши в отношении дхараны, но лишь немногие — в отношении дхьяны.
Давайте немного рассмотрим этот вопрос. “Дхарана” обычно переводится как “концентрация” или “устойчивость”. Берётся объект медитации, такой как мантра, и происходит фокусирование на нём. Это подобно фокусированию на отдельных каплях воды, потому что объект медитации дискретен. Дхарана — это поверхностное состояние ума, и маловероятно, что человек мог бы перейти в самадхи из состояния дхараны.
Дхьяна сильно отличается от дхараны. Она предполагает потерю фокуса, отсутствие усилий, отсутствие концентрации. В дхъяне объект медитации не дискретен. Если дхарана подобна отдельным каплям воды, то дхьяна — это непрерывный поток, как масло в стакане. И здесь возникает Трансцендентальная Медитация как метод правильного понимания и практики медитации. ТМ позволяет обучившемуся с самого начала достичь дхьяны и затем получать опыт самадхи на постоянной основе. Иногда уже в первый день практики ТМ человек говорит: «Было так легко, покойно и просто — мой ум был в состоянии полной умиротворённости без каких-либо попыток с моей стороны».
Последние двадцать пять лет я преподавал в Университете Менеджмента Махариши, высшем учебном заведении, где все студенты, преподаватели и обслуживающий персонал занимаются йогой и Трансцендентальной Медитацией, являющихся частью университетского распорядка дня.
Было невероятно отрадно видеть, как мои ученики начинали своё изучение йоги и медитации с лишённого усилий, естественного достижения Самадхи. Это даёт идеальную основу для изучения йоги во всех её аспектах.
Конечно, все аспекты йоги увлекательны — пять ям, пять ниям, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Они не сложны для понимания и практики и щедро вознаграждают практикующего их. В значительной степени все, о чём человек может помыслить, может быть достигнуто практикой йоги. Успокоение ума, умиротворение, а затем желание и действие с глубочайшего уровня ума и опыт вибрирующего, целостного здоровья и счастья являются естественным результатом успешной практики этой древней науки жизни.
Томас Эдженес
Перевод: Валерий Климов
Об авторе
Томас Эдженес получил степень бакалавра искусств в Университете Нотр-Дам, а степень магистра искусств и доктора философии — в Виргинском университете. Является адьюнкт-профессором по преподаванию санскрита в Университете Менеджмента Махариши в Фэйрфилде, штат Айова, США. Д-р Эдженес является автором “Введения в санскрит” в 2-х частях и нового перевода «Йога-сутр», названного «Махариши Патанджали йога-сутры».
Оставить комментарий