TM

Влияние Йога-Асан Махариши на настроение, чувство счастья и опыт во время медитации

Авторы

Соня Гобеч и Фредерик Трэвис, Центр Мозга, Сознания и Познания, Университет Менеджмента Махариши, Фэйрфилд, Айова, США. Контактные данные: Dr. Sonja Gobec, 307 1/2 W Kirkwood Ave, Fairfield 52556, IA, USA. E-mail: sgobec@mum.edu

Публикация

Effects of Maharishi Yoga Asanas on Mood States, Happiness, and Experiences during Meditation. Int J Yoga. 2018 Jan-Apr; 11(1): 66–71. doi: 10.4103/ijoy.IJOY_66_16. PMCID: PMC5769201. PMID: 29343933. Получено: октябрь, 2016; согласовано: февраль, 2017. Опубликовано в Международном Журнале Йоги, 2018. Предоставлено: Уолтерс Клювер, Medknow Publications. Опубликовано NCBI. Перевод на русский: Alexash

Аннотация


Контекст/Предыстория:

Множеством исследований показаны позитивные эффекты Йога-Асан. Однако до сих пор не проводилось исследования Йога-Асан Махариши. В данном исследовании воспроизведены и дополнены раннее установленные улучшения профиля состояний настроения (POMS) по результатам 2-недельного курса Йога-Асан Махариши. Результаты 13 студентов колледжа, принимавших участие в 4-недельном курсе Йога-Асан Махариши, сравнивались с результатами других 13 студентов, проходивших другие курсы при университете.

Цели и задачи:

Главной задачей исследования было оценить влияние Йога-Асан Махариши на состояния настроения, уровень счастья, а также ощущения во время практики Трансцендентальной Медитации (ТМ).

Методы:

Все студенты прошли два физиологических теста и дополнительный опрос перед и после их 4-недельного курса: определение состояний настроения, анкетирование по глубине медитации и опрос по уровню счастья.

Результаты:

Повторное проведение многовариативного анализа изменений (MANOVA) показало, что 4-недельный курс Йога-Асан Махариши закончился значительным увеличением чувства счастья, на протяжении дня, и значительными улучшениями (1) чувства своего Я, (2) трансперсональных качеств и (3) трансперсонального Я, в течение их практики ТМ.

Вывод:

Данное исследование показывает, что Йога-Асаны Махариши влияют больше, чем только на тело и ум. Скорее, они воздействуют на более глубокие уровни субъективности практикующих, включая их трансперсональное Я.

Ключевые слова: Эмоциональные состояния, счастье, Махариши Махеш Йоги, медитация, Трансцендентальная Медитация, трансперсональное Я.

 

Введение


В результате работы исследованы воздействия, такие, как йога-асаны (позы), пранаяма (контроль дыхания), отдых и очистительные техники, на функционирование тела и разума. Общее наблюдение, что эти практики улучшили состояния настроения и эмоционального благополучия. [1,2,3,4,5] Общенациональный опрос практиков йоги показал, что Йога Айенгара увеличивает энергию и счастье, улучшает социальные отношения и сон, а так же уменьшает вес тела. [6] Об улучшении сна так же сообщали практикующие Джентл Йогу [2] Тибетскую Йогу,[7] Серебрянную Йогу,[8] Кундалини Йогу,[9] Джентл Хатха и восстановительную Йога Асаны,[10] Йогу Внимательности,[11] Хатха Йогу,[12] Сударшан Крийя Йогу,[13] Тай-Чи/Йогу,[14] а так же практикующие йогу на многолетней основе.[15]

Практика йога-асан уменьшила утомляемость и улучшила состояние настроения,[16] улучшила эмоциональное самочувствие [17,18] и качество жизни.[19,20,21] Было улучшено эмоциональное функционирование [22] и уменьшена эмоциональное раздражение,[23] снижена утомляемость,[24] и увеличена жизнестойкость.[25] Контрольные исследования показали, что асаны, дыхание и практика медитации значительно снизили тревожность, депрессию и восприятие стресса.[26,27]

Некоторые исследования сообщали, что Интегральная Йога [28,29] и Хатха Йога [30] повысили удовлетворенность жизнью. Вуд [31] обнаружил, что контроль дыхания и практика асан произвели заметное увеличение алертности и энтузиазма. Эти практики позитивно меняют личность практикующих. Недавнее исследование обнаружило, что практика Хатха Йоги “приносит позитивную трансформацию характеристик личности, особенно добросовестность.” [25]

Тем не менее, не существует никакого исследования Йога-Асан Махариши. В отличие от большинства других практик йога-асан, подразумевающих, по крайней мере, некоторый градус усилий, Йога-Асаны Махариши практикуются в медленном и комфортном темпе, не требуя никакого напряжения. Целью Йога Асан Махариши является возвращение внимания внутрь. Йога-Асаны Махариши рассматриваются как подготовка к практике Трансцендентальной Медитации© (ТМ), идущей следом.

Йога-Асаны Махариши обычно включают позы лёжа (навзничь и наклонившись), перевороты, сидение на коленях, позы сидя, стоя, и балансирующие позы, а также все возможные шесть движений позвоночника: осевое растягивание (удлинение), сгибание (изгиб вперед), боковое сгибание (изгиб в боковом направлении), растяжение (обратный изгиб) и осевое вращение (скручивание). Комплекс начинается с позы сидя, с решения начать практику асан и продолжить с ростом тонуса, затем следуют перекаты на спину, из стороны в сторону. Три другие асаны выполняются на спине, включая движение или подъем ног. Затем стойка на лопатках. Потом выполняется “мостик”, затем слеуют две асаны, лежа на животе. Следующие две асаны делаются в позе сидя на коленках, и затем две сидячие асаны, одна включает повороты спины. Последняя поза – стоя.

Между всеми асанами выполняется Шавасана (поза лежа), которая помогает нормализовать дыхание и циркуляцию крови, а так же вносит свой вклад в успокоение тела и ума. Во время практики Йога-Асан Махариши, глаза обычно закрыты, а внимание направлено на ощущения в теле, а так же на общее восприятие. По мере прогрессирования практики, практикующие обычно испытывают «отпускание» или на мгновение расширение восприятия. Это означает опыт состояния йоги – единство тела, ума и духа.

Комплекс завершается пранаямой и затем следует практика ТМ, которая выполняется сидя удобно, закрыв глаза, в течение 20 минут. ТМ подразумевает безусильный выход за пределы активных мыслей и чувств, до состояния, когда ум становится очень тихим и пробужденным. [32]

Эксперимент I: Пилотная стадия

На пилотной стадии изучены эффекты Йога-Асан Махариши на состояния настроения и жизнестойкость. Состояния настроения и жизнестойкость были выбраны потому, что большинство исследований по другим видам йоги сообщает об улучшении в эмоциональном самочувствии.

Методы


Испытуемые

12 человек принимали участие в пилотном стадии, 7 мужчин и 5 женщин. Они были здоровы и не сообщали о серьезных ментальных или физических жалобах. Их возраст ранжировался от 20 до 40 лет (в среднем 25,3 ± 5,2 года). Все участники были студентами Университета Менеджмента Махариши, где они практиковали ТМ в группах дважды в день. Продолжительность практики ТМ ранжировалась от 1 до 3 лет (в среднем 2,4 ± 1,4 года). Все студенты прошли одну вводную сессию по Йога-Асанам Махариши во время их первого курса в Университете Менеджмента Махариши.

Структура 2-недельных занятий в классе состояла из 1 часа теории, затем 45-50 минут Йога-Асан Махариши. Теория состояла из основ и принципов йоги и стиля жизни, основанного на йоге, согласно учению Махариши. В течение 8 дней было проведено 14 сессий йога-асан, одна утром и одна вечером; только 2 дня включали 1 сессию утром.

Тестовые измерения

Студентам раздали по два карандаша и распечатанные психологические тесты за неделю до начала курса, через несколько дней после завершения курса участникам снова раздали тесты, чтобы оценить те же параметры.

Определение состояний настроения

Определение состояний настроения (POMS) представляет собой “широко известный, хорошо валидированный, надежный и внутренне последовательный самообобщающий тест”.[9] Он состоит из 65 характеристик, ранжированных по 5-балльной шкале. Имеются промежуточные оценки для 6 состояний настроения: напряжение, депрессия, гнев, энергичность, усталость и смятение.[33]

Шкала сопротивляемости для взрослых

Жизнестойкость – это “характеристика личности, которая смягчает негативные последствия стресса и обеспечивает адаптацию”.[34] Это стало обобщающим термином, покрывающим много аспектов способности преодолевать трудности и адаптироваться к окружению. [34] Шкала жизнестойкости для взрослых (RSA) имеет 33 деления, покрывающих 6 измерений для оценки защитных факторов при множестве уровней: (1) Восприятие себя, (2) планирование будущего, (3) социальная компетенция, (4) манера структурировать, (5) сплоченность с семьей, и (6) социальные ресурсы. Первые четыре фактора оценивают защитные факторы на персональном уровне, а четыре последних фактора оценивают защитные факторы на уровне семьи и общества.

Анализ данных

Определение состояний настроения

В тесте определения состояний настроения (POMS) участники описывают, как они чувствуют себя прямо сейчас, для этого им предлагается выбрать оценку после каждого из 65 слов. Оценки варьируются от “не совсем так” (1) до “именно так” (5).

Шкала сопротивляемости для взрослых

Шкала жизнестойкости для взрослых (RSA) имеет 33 набора фраз с двумя утверждениями на каждой стороне из 5 клеток. Участников попросили отметить одну из пяти клеток, содержащую утверждение, которое наиболее всего подходило им. 33 фразы были поделены на шесть категорий:

  1. Сила личности/ восприятие себя,
  2. Сила личности/ восприятие будущего,
  3. Стиль структурирования,
  4. Социальная компетенция,
  5. Сплоченность с семьей и
  6. Социальные ресурсы.

Статистический анализ

Приложение SPSS, вер. 13.0, было использовано, чтобы проанализировать данные, использовались t-тесты, чтобы оценить разницу до и после в суммарном балле настроения и суммарном балле жизнестойкости. Статистическая значимость и размер эффекта по этим измерениям были включены в отчет.

Результаты и обсуждение


Десять из двенадцати участников закончили курс. Десять из них покинули курс по медицинским показаниям. Один студент не ответил на вторую половину теста (POMS). По девяти участникам, данные были собраны и по этим данным были проведены статистические тесты.

Влияние Йога-Асан Махариши на настроение

Была отмечена сильная тенденция для более низкого суммарного балла настроения до тестирования и после тестирования (t (8) =1.77, P = 0.06). Размер эффекта составил d = 0.7. Это средний размер эффекта [Table 1].

Таблица 1

Суммарные оценки балла настроения в тестах до и после, в двух группах.

Влияние Йога-Асан Махариши на сопротивляемость

Не наблюдалось значительных различий по шести измерениям жизнестойкости. Размер эффекта для суммарной жизнестойкости был небольшой (d = 0.2). Согласно таблице силы Коэна, чтобы достичь статистической значимости с таким размером эффекта, необходимо было бы набрать 84 субъекта.

Из результатов пилотного теста следует, что практика йоги влияет на состояния настроения сильнее, чем поведение, такое, как жизнестойкость. Следующее исследование дополнило эти наблюдения путем тестирования контрольной группы и использования дополнительных измерений эмоциональных состояний, таких, как опыт медитации.

Эксперимент II


В следующем исследовании, мы снова применили тест для определения состояний настроения (POMS). Дополнительно, мы ввели стандартное измерение глубины опыта медитации и опрос относительно уровня счастья. Измерение глубины медитации было использовано, потому что испытуемые сообщали, на пилотной стадии, о лучшем опыте во время их практики ТМ, когда они начали практиковать Йога-Асаны Махариши более регулярно. Оценка жизнестойкости по шкале для взрослых не использовалась на второй стадии, так как размеры эффекта были очень малы на пилотной стадии.

Методы


Испытуемые

Тринадцать студентов колледжа, принимавших участие в 4-недельном курсе по Йога-Асанам Махариши, были сравнены с 13 студентами, проходивших другие курсы при университете. Все испытуемые были здоровы и не сообщали ни о каких значительных ментальных или психологических проблемах. Испытуемые были ранжированы по возрасту, полу и продолжительности практики техники ТМ. Средний возраст испытуемых в экспериментальной группе составлял 31.2 ± 15.0 лет, а средний возраст в контрольной группе составлял 27.8 ± 11.0 лет. Они практиковали ТМ в среднем 7.9 ± 11.9 лет и 9.5 ± 12.5, соответственно. Во время предварительного тестирования не было установлено значительных отличий по возрасту или продолжительности практики ТМ (обе группы F(1,25) <1.0, незначительно, различия между категориями меньше, чем сумма ошибок в данных).

Процедура

Все студенты прошли два психологических теста до и после курса: определение состояний настроения (POMS) и опрос по глубине медитации (MEDEQ). Их так же попросили оценить собственный уровень счастья. Экспериментальная группа принимала участие в 1-месячном курсе по Йога-Асанам Махариши после теста определения базовой линии. Контрольная группа принимала участие в других академических классах при университете.

Структура 4-недельного курса Йога-Асан Махариши была подобна структуре 2-недельного курса, протестированного на пилотной стадии. Два занятия в день, одно утром, в 10-12 часов, и одно после обеда, с 13-15:15 часов. На каждом занятии проводился урок по теории, лежащей в основе Йога-Асан Махариши, затем Йога-Асаны Махариши (45-50 минут каждый раз). Мы контактировали со студентами до занятия и давали им тесты с целью определения базовой линии.

Испытуемыми из контрольной группы были студенты с других 4-недельных классов при университете. Мы контактировали с ними перед их занятиями и они были согласны принять участие в исследовании. Было проведено три измерения базовой линии. После завершения курса, мы связались со студентами в течение 3-7 дней, чтобы провести такие же три измерения после теста.

Инструменты тестирования

Определение состояний настроения

Определение состояний настроения (POMS) используется повсеместно.[35] Суммарная оценка настроения рассчитываются с помощью суммирования пяти негативных промежуточных оценок (напряжение, депрессия, гнев, жизнелюбие, энергичность и смятение. Чем выше суммарная оценка настроения, тем выше уровень настроения.[36]

Уровень счастья

Испытуемые были опрошены, насколько счастливыми они считают сами себя, используя 7-балльную шкалу Лайкерта (1 – не очень счастлив, 7 – очень счастлив).

Опрос с целью оценки глубины медитации

Опрос по глубине медитации (MEDEQ) представляет собой самостоятельный тест, оценивающий глубину медитативных ощущений. Посредством кластерного анализа, Пирон[37] классифицировал медитативные ощущения по пяти этапам увеличения глубины: помехи, релаксация, персональное Я, трансперсональные качества и трансперсональное Я. Под помехами понимаются затруднения в медитации, такие, как неспособность к отдыху, занятый ум, ленность или чувство скуки. Релаксация включает плавное дыхание, хорошее самочувствие, терпимость и спокойствие. Персональное Я объединяет такие опыты, как осознание своего собственного центра, ощущения света, наблюдение своих собственных мыслей и интуитивные прозрения. Трансперсональные качества описывают такие ощущения, как “время протекает незаметно”, алертный и ясный ум, такие чувства, как любовь, преданность, смирение, принятие и радость. Трансперсональное Я описывает опыт единства всего, расширение восприятия, прекращение процессов размышления.

Статистический анализ

Для анализа данных использовалось приложение “SPSS”. Повторные измерения анализа изменений (ANOVA) были проведены в группе, чтобы выявить различия в суммарном балле настроения и в ответах на опрос относительно уровня счастья. Повторные измерения множественного анализа изменений (MANOVA) были проведены по пяти компонентам опроса по глубине медитации. Статистическая значимость и размер эффекта были включены в отчет по всем измерениям.

Результаты


Различия в эмоциональном состоянии в группах

Повторные измерения анализа изменений (ANOVA) не выявили никаких значительных отличий в группах по изменению суммарного балла настроения перед и после тестирования (F(1,24) = 1.5, P = 0.23). Размеры эффекта были меньше, чем на пилотной стадии: d = 0.42. В Таблице 2 приведены значения, стандартное отклонение и размеры эффекты для двух групп.

Таблица 2

Суммарные оценки настроения до и после исследования в двух группах

В результате повторных измерений анализа изменений (ANOVA) опроса по уровню счастья установлено значительное взаимодействие до-после х группы (F(1,24) = 4.53, P = 0.04). В Таблице 3 приведены значения, стандартное отклонение, размеры эффекта и величина P для двух групп.

Таблица 3

Оценка счастья по тестам до и после исследования в двух группах

Различия в глубине медитации в группах

Повторные измерения множественного анализа изменений (MANOVA) включали пять категорий опроса по глубине медитации показали значительное взаимодействие до-после х вопросы (F(4,21) = 4.00, P = 0.014) и значительное взаимодействие до-после х группы (F(1,24) = 5.37, P = 0.029). Таким образом, мы провели отдельное измерение анализа изменений (ANOVA) для каждой категории. В этом анализе, были отмечены значительно более высокие величины для группы йоги по последним трем категориям, но не по первым двум. В Таблице 4 приведены значения, стандартное отклонение, размеры эффекта и величина P для двух групп.

Таблица 4

Оценки глубины медитации по результатам тестов до и после, для двух групп

После практики Йога-Асан Махариши, участники группы йоги сообщили о более глубоких ощущениях во время их последующей сессии Трансцендентальной Медитации (ТМ). Был отмечен возросший опыт трансперсональных качеств и трансперсонального Я во время сессии ТМ.

Обсуждение


В результате этого контролируемого исследования было установлено, что 4-недельный курс Йога-Асан Махариши значительно повышает уровень каждодневного счастья, значительно улучшает чувство персонального Я, трансперсональные качества и трансперсональное Я во время практики Трансцендентальной Медитации.

Как Йога-Асаны Махариши и Трансцендентальная Медитация могут улучшить настроение

Обе практики, Йога-Асаны Махариши и ТМ, по всей видимости, вносят вклад в большее чувство счастья в течение дня. Практика Йога-Асан растягивает и укрепляет тело легким и лишенным стресса способом, улучшая силу, мышечный тонус и общее самочувствие. Каждая асана создает уникальный стиль интеграции ума и тела, или “устойчивой приятности”, которые вместе приводят к лучшему балансу в уме и теле. Практика асан, кроме того, развивает хорошую осанку, а так же лучшую интеграцию в функционировании левого и правого полушарий мозга. Это лучшее ощущение баланса могло бы предоставить платформу для лучшего баланса ума и тела в течение дня.

В то время как практика асан оптимизирует баланс и функционирование ума и тела, практика Трансцендентальной Медитации меняет то, как мы оцениваем нашу ежедневную жизнь. Процесс трансцендирования в течение практики ТМ дает опыт более глубокого, более богатого, более тихого ощущения себя, то есть, позволяет быть не так чувствительным ко взлетам и падениям обычной жизни. [38,39] Этот более глубокий внутренний опыт позволяет медитирующему рассматривать непрерывный опыт в более широком контексте – они становятся способны управляться со стрессом и вызовами жизни лучше. Регулярная практика ТМ связана со значительным снижением тревожности у нормальных субъектов [40], уменьшает общее беспокойное состояние и увеличивает эмоциональную и поведенческую жизнестойкость у студентов колледжа[41], а так же уменьшает симптомы посттравматического стресса у военных[42,43] и у гражданских субъектов[44]. Расширение самоосознания во время практики ТМ так же находит отражение в большем росте саморазвития [45] и самоуважения[46].

В текущем исследовании не ставилась цель рассмотреть отдельно влияние практики Йога-Асан Махариши и практики ТМ на каждодневное чувство счастья. Однако важно учитывать, что контрольная группа так же жила по распорядку дня, установленному в колледже, что включает в себя ежедневную практику ТМ. В то же время, экспериментальная группа, которая добавила ежедневную практику асан в свое ежедневное расписание, показала большее чувство счастья. Таким образом, выглядит так, что асаны работают синергетически с практикой медитации, повышая уровень счастья.

Как Йога-Асаны Махариши могут улучшить глубину опыта медитации

Йога-Асаны Махариши выполняются в медленном темпе, подходящем каждому индивидуально, с закрытыми глазами во время большинства поз. Наличие осознанности внутри создает условие для ума, чтобы выйти за пределы ощущений в теле и расшириться до состояния йоги – единства тела, ума и духа. Это происходит, особенно, во время отдыха в позе лежа на плоской поверхности, в позе, выполняемой после всех других асан, что восстанавливает гомеостаз в теле и интегрирует эффекты каждой индивидуальной асаны. Испытуемые часто сообщали о кратковременных, во время этих поз отдыха, опытах состояния йоги – состояния единства тела, ума и духа.

Практика Йога-Асан Махариши является оптимальной подготовкой тела и ума к выходу за пределы мыслей и ментальных процессов во время последующей практики ТМ. Стрессы в уме или в теле (ментальная или физическая боль, например) удерживает ум на поверхности и не позволяет трансцендировать.[47] Йога-Асаны Махариши помогают процессу и высвобождают стрессы из ума и тела. Таким образом, процесс трансцендирования мог бы происходить быстрее, а сессия медитации могла бы ощущаться настолько глубже, насколько об этом сообщали участники в этом исследовании.

Заключение


Данное исследование освещает синергию практики Йога-Асан Махариши и практики ТМ. Оптимально, практика йоги должна включать опыты состояния единства тела, ума и духа, хотя бы кратковременные, во время практики асан, а так же во время медитации, следующей после, ведущей к большему ощущению счастья в течение дня.[48] С регулярной практикой йоги, эти кратковременные опыты могли бы становиться более частыми и на более долгие периоды, что ведет к большему балансу, хорошему самочувствию и успеху в жизни. В дальнейших исследованиях можно было бы рассмотреть долговременные эффекты Йога-Асан Махариши.

Финансовая поддержка и спонсоры

Ноль.

Конфликт интересов

Конфликты интересов отсутствуют.

© 2018 International Journal of Yoga
Перевод: Alexash

Литература


  1. Эффекты программы Джентл йогой на сон, настроение и кровяное давление у пожилых женщин с синдромом “беспокойных ног” (RLS): предварительное рандомизированное контролируемое исследование. Innes KE, Selfe TK. The effects of a gentle yoga program on sleep, mood, and blood pressure in older women with restless legs syndrome (RLS): A preliminary randomized controlled trial. Evid Based Complement Alternat Med. 2012;2012:294058. [PMC free article] [PubMed]
  2. Сравнительное рандомизированное контролируемое исследование влияния тренировки вибрации волн мозга, йоги Айенгара и практики внимательности на настроение, самочувствие и кортизолв слюне. Bowden D, Gaudry C, An SC, Gruzelier J. A comparative randomised controlled trial of the effects of brain wave vibration training, Iyengar yoga, and mindfulness on mood, well-being, and salivary cortisol. Evid Based Complement Alternat Med. 2012;2012:234713. [PMC free article] [PubMed]
  3. Эффект интегрированного модуля йоги на положительные и отрицательные эмоции у домашних охранников в Бангалоре: список рандомизированных контрольных проб. Amaranath B, Nagendra HR, Deshpande S. Effect of integrated yoga module on positive and negative emotions in home guards in Bengaluru: A wait list randomized control trial. Int J Yoga. 2016;9:35–43.[PMC free article] [PubMed]
  4. Влияние хатха-йоги на самочувствие здоровых взрослых в Ширазе, Исламская Республика Иран. Hadi N, Hadi N. Effects of hatha yoga on well-being in healthy adults in Shiraz, Islamic Republic of Iran. East Mediterr Health J.2007;13:829–37. [PubMed]
  5. Рандомизированное контролируемое исследование йоги в многоэтнической группе пациентов с раком молочной железы: влияние на качество жизни. Moadel AB, Shah C, Wylie-Rosett J, Harris MS, Patel SR, Hall CB, et al. Randomized controlled trial of yoga among a multiethnic sample of breast cancer patients: Effects on quality of life. J Clin Oncol. 2007;25:4387–95. [PubMed]
  6. Национальный опрос практиков йоги: пособия по психическому и физическому здоровью. Ross A, Friedmann E, Bevans M, Thomas S. National survey of yoga practitioners: Mental and physical health benefits. Complement Ther Med.2013;21:313–23. [PMC free article] [PubMed]
  7. Психологическая адаптация и качество сна в рандомизированном исследовании влияния тибетской йоги на пациентов с лимфомой. Cohen L, Warneke C, Fouladi RT, Rodriguez MA, Chaoul-Reich A. Psychological adjustment and sleep quality in a randomized trial of the effects of a Tibetan yoga intervention in patients with lymphoma. Cancer.2004;100:2253–60. [PubMed]
  8. Качество сна, состояние депрессии и состояние здоровья пожилых людей после упражнений по серебрянной йоге: рандомизированное исследование кластера. Chen KM, Chen MH, Chao HC, Hung HM, Lin HS, Li CH. Sleep quality, depression state, and health status of older adults after silver yoga exercises: Cluster randomized trial. Int J Nurs Stud.2009;46:154–63. [PubMed]
  9. Влияние йоги на музыкантов: предварительное исследование. Khalsa SB, Cope S. Effects of a yoga lifestyle intervention on performance-related characteristics of musicians: A preliminary study. Med Sci Monit.2006;12:CR325–31. [PubMed]
  10. Влияние Йокас Йоги на сон, усталость и качество жизни: рандомизированное контролируемое клиническое исследование URCC CCOP среди 410 выживших после рака. Mustian KM, Palesh O, Sprod L, Peppone LJ, Heckler CE, Yates JS, et al. Effect of YOCAS Yoga on Sleep, Fatigue, and Quality of Life: A URCC CCOP Randomized, Controlled Clinical Trial Among 410 Cancer Survivors. Vol. 28. In ASCO Annual Meeting Proceedings; 2010. p. 9013.
  11. Эффекты йоги осознанности на сон у беременных женщин: экспериментальное исследование. Beddoe AE, Lee KA, Weiss SJ, Kennedy HP, Yang CP. Effects of Mindful yoga on sleep in pregnant women: A pilot study. Biol Res Nurs.2010;11:363–70. [PubMed]
  12. Мирная игровая йога: спокойствие и равновесие для детей с раком и их родителей. Thygeson MV, Hooke MC, Clapsaddle J, Robbins A, Moquist K. Peaceful play yoga: Serenity and balance for children with cancer and their parents. J Pediatr Oncol Nurs.2010;27:276–84. [PubMed]
  13. Оценка архитектуры сна у практикующих Сударшану Крийя-йогу и медитацию Випассаны. Sulekha S, Thennarasu K, Vedamurthachar A, Raju TR, Kutty BM. Evaluation of sleep architecture in practitioners of Sudarshan Kriya yoga and Vipassana meditation. Sleep Biol Rhythms.2006;4:207–14.
  14. Обзор клинических исследований йоги. Field T. Yoga clinical research review. Complement Ther Clin Pract. 2011;17:1–8. [PubMed]
  15. Субъективное качество сна и гормональная модуляция у длительно практикующих йогу. Vera FM, Manzaneque JM, Maldonado EF, Carranque GA, Rodriguez FM, Blanca MJ, et al. Subjective sleep quality and hormonal modulation in long-term yoga practitioners. Biol Psychol. 2009;81:164–8. [PubMed]
  16. Сравнение влияния 8-недельного обучения аэробике и йоге на амбулаторную функцию, состояние усталости и настроения у пациентов. Ahmadi A, Arastoo AA, Nikbakht M, Zahednejad S, Rajabpour M. Comparison of the effect of 8 weeks aerobic and yoga training on ambulatory function, fatigue and mood status in MS patients. Iran Red Crescent Med J.2013;15:449–54. [PMC free article] [PubMed]
  17. Рандомизированное контролируемое исследование йоги в многоэтнической группе пациентов с раком молочной железы: влияние на качество жизни. Moadel AB, Shah C, Wylie-Rosett J, Harris MS, Patel SR, Hall CB, et al. Randomized controlled trial of yoga among a multiethnic sample of breast cancer patients: Effects on quality of life. J Clin Oncol.2007;25:4387–95. [PubMed]
  18. Влияние йоги на настроение у психиатрических стационарных пациентов. Lavey R, Sherman T, Mueser KT, Osborne DD, Currier M, Wolfe R. The effects of yoga on mood in psychiatric inpatients. Psychiatr Rehabil J.2005;28:399–402. [PubMed]
  19. Йога влияет на настроение и качество жизни женщин, подвергающихся дезинтоксикации героина: рандомизированное контролируемое исследование. Zhuang SM, An SH, Zhao Y. Yoga effects on mood and quality of life in Chinese women undergoing heroin detoxification: A randomized controlled trial. Nurs Res.2013;62:260–8. [PubMed]
  20. Йога: инструмент для улучшения качества жизни при хроническом панкреатите. Sareen S, Kumari V, Gajebasia KS, Gajebasia NK. Yoga: A tool for improving the quality of life in chronic pancreatitis. World J Gastroenterol. 2007;13:391–7. [PMC free article] [PubMed]
  21. Влияния и осознанность как предикторы изменения настроения, стрессовых симптомов и качества жизни в программе йоги для выживших после рака. Mackenzie MJ, Carlson LE, Ekkekakis P, Paskevich DM, Culos-Reed SN. Affect and mindfulness as predictors of change in mood disturbance, stress symptoms, and quality of life in a community-based yoga program for cancer survivors. Evid Based Complement Alternat Med. 2013;2013:419496. [PMC free article] [PubMed]
  22. Йога и регулирование эмоций: обзор первичных психологических выходов и их физиологических коррелятов. Menezes CB, Dalpiaz NR, Kiesow LG, Sperb W, Hertzberg J, Oliveira AA. Yoga and emotion regulation: A review of primary psychological outcomes and their physiological correlates. Psychol Neurosci. 2015;8:82.
  23. Экспериментальное исследование йоги для выживших после рака молочной железы: физические и психологические преимущества. Culos-Reed SN, Carlson LE, Daroux LM, Hately-Aldous S. A pilot study of yoga for breast cancer survivors: Physical and psychological benefits. Psychooncology. 2006;15:891–7. [PubMed]
  24. Рандомизированное контролируемое исследование йоги и упражнений при рассеянном склерозе. Oken BS, Kishiyama S, Zajdel D, Bourdette D, Carlsen J, Haas M, et al. Randomized controlled trial of yoga and exercise in multiple sclerosis. Neurology. 2004;62:2058–64. [PubMed]
  25. Влияние йоги на воспаление, настроение и усталость у выживших после рака молочной железы: рандомизированное контролируемое исследование. Kiecolt-Glaser JK, Bennett JM, Andridge R, Peng J, Shapiro CL, Malarkey WB, et al. Yoga’s impact on inflammation, mood, and fatigue in breast cancer survivors: A randomized controlled trial. J Clin Oncol. 2014;32:1040–9. [PMC free article] [PubMed]
  26. Влияние программы йоги на кортизол и состояния настроения у ранних пациентов с раком молочной железы, подвергающихся лучевой терапии: рандомизированное контролируемое исследование. Vadiraja HS, Raghavendra RM, Nagarathna R, Nagendra HR, Rekha M, Vanitha N, et al. Effects of a yoga program on cortisol rhythm and mood states in early breast cancer patients undergoing adjuvant radiotherapy: A randomized controlled trial. Integr Cancer Ther. 2009;8:37–46. [PubMed]
  27. Влияние йоги на добросовестность и производительность сотрудников. Akhilesh CS, Nagendra HR. Effect of yoga on conscientiousness and performance of employees: An action research study. Innov J Bus Manage. 2015;4:45–51.
  28. Оценка преимуществ психического здоровья йоги в средней школе: предварительное рандомизированное контролируемое исследование. Khalsa SB, Hickey-Schultz L, Cohen D, Steiner N, Cope S. Evaluation of the mental health benefits of yoga in a secondary school: A preliminary randomized controlled trial. J Behav Health Serv Res. 2012;39:80–90. [PubMed]
  29. Влияние интегрированного модуля йоги на воспринимаемый стресс, словесную агрессию и удовлетворенность жизнью. Nagendra HR. Effect of integrated yoga module on perceived stress, verbal aggression and satisfaction with life in home guards in Bangalore – A wait list randomized control trial. J Ayurveda Holistic Med. 2015;3:21–38.
  30. Физиологические и психологические эффекты упражнений Хатха-йоги у здоровых женщин. Schell FJ, Allolio B, Schonecke OW. Physiological and psychological effects of Hatha-yoga exercise in healthy women. Int J Psychosom. 1994;41:46–52. [PubMed]
  31. Изменение настроения и восприятие жизненной силы: сравнение эффектов расслабления, визуализации и йоги. Wood C. Mood change and perceptions of vitality: A comparison of the effects of relaxation, visualization and yoga. J R Soc Med. 1993;86:254–8. [PMC free article] [PubMed]
  32. Режим активации по умолчанию и практика трансцендентальной медитации: сфокусированное внимание или автоматическое самотрансцендирование? Travis F, Parim N. Default mode network activation and Transcendental Meditation practice: Focused attention or automatic self-transcending? Brain Cogn. 2017;111:86–94. [PubMed]
  33. Разработка и психометрическая оценка шкалы жизнестойкости. Wagnild GM, Young HM. Development and psychometric evaluation of the resilience scale. J Nurs Meas. 1993;1:165–78. [PubMed]
  34. Ежегодное собрание Американской психологической ассоциации. McCubbin L. Annual meeting of the American Psychological Association. San Francisco, CA: 2001. Challenges to the Definition of Resilience.
  35. Взрослые и гериатрические нормативные данные и валидация профиля состояний настроения. Nyenhuis DL, Yamamoto C, Luchetta T, Terrien A, Parmentier A. Adult and geriatric normative data and validation of the profile of mood states. J Clin Psychol. 1999;55:79–86. [PubMed]
  36. Профиль состояний настроения и связанных со стрессом биохимических показателей у многолетних практиков йоги. Yoshihara K, Hiramoto T, Sudo N, Kubo C. Profile of mood states and stress-related biochemical indices in long-term yoga practitioners. Biopsychosoc Med. 2011;5:6. [PMC free article] [PubMed]
  37. Индекс глубины медитации (MEDI) и опрос по глубине медитации (MEDEQ). Piron H. The meditation depth index (MEDI) and the meditation depth questionnaire (MEDEQ) J Meditation Meditation Res. 2001;1:69–92.
  38. Чистое сознание: отчетливые феноменологические и физиологические корреляты «самого сознания». Travis F, Pearson C. Pure consciousness: Distinct phenomenological and physiological correlates of “consciousness itself” Int J Neurosci. 2000;100:77–89. [PubMed]
  39. Трансцендентальный опыт во время медитационной практики. Travis F. Transcendental experiences during meditation practice. Ann N Y Acad Sci. 2014;1307:1–8. [PubMed]
  40. Влияние техники Трансцендентальной Медитации на тревожность: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Orme-Johnson DW, Barnes VA. Effects of the Transcendental Meditation technique on trait anxiety: A meta-analysis of randomized controlled trials. J Altern Complement Med. 2014;20:330–41.[PubMed]
  41. Рандомизированное контролируемое исследование влияния программы Трансцендентальной Медитации на артериальное давление, психологическое расстройство и сопротивляемость у молодых людей. Nidich SI, Rainforth MV, Haaga DA, Hagelin J, Salerno JW, Travis F, et al. A randomized controlled trial on effects of the Transcendental Meditation program on blood pressure, psychological distress, and coping in young adults. Am J Hypertens. 2009;22:1326–31. [PMC free article] [PubMed]
  42. Трансцендентальная медитация в лечении. Brooks JS, Scarano T. Transcendental Meditation in the treatment of post-Vietnam adjustment. J Couns Dev. 1985;64:212–
  43. Эффекты Трансцендентальной Медитации у участников войн с посттравматическим стрессовым расстройством: экспериментальное исследование. Rosenthal JZ, Grosswald S, Ross R, Rosenthal N. Effects of Transcendental Meditation in veterans of Operation Enduring Freedom and Operation Iraqi Freedom with posttraumatic stress disorder: A pilot study. Mil Med. 2011;176:626–30. [PubMed]
  44. Сокращение симптомов посттравматического стресса у конголезских беженцев, практикующих Трансцендентальную Медитацию. Rees B, Travis F, Shapiro D, Chant R. Reduction in posttraumatic stress symptoms in Congolese refugees practicing Transcendental Meditation. J Trauma Stress. 2013;26:295–8. [PubMed]
  45. Программа трансцендентальной медитации: 10-летнее исследование. Chandler HM, Alexander CN. The Transcendental Meditation Program and postconventional self-development: A 10-year longitudinal study. Consciousness-Based Education. Journal of Social Behavior and Personality. 2005:381.
  46. Трансцендентальная медитация, самоактуализация и психологическое здоровье: концептуальный обзор и статистический метаанализ. Alexander CN, Rainforth MV, Gelderloos P. Trancendental meditation, self-actualization, and psychological health: A Conceptual overview and statistical meta-analysis. J Soc Behav Pers. 1991;6:189.
  47. Комментарий Махариши Махеша Йоги к Бхагавад-Гите: новый перевод и комментарий с санскритским текстом. Yogi MM.Maharishi Mahesh Yogi on the Bhagavad-Gita: A New Translation and Commentary with Sanskrit Text. Ch 1-6. Harmondsworth: Penguin Books; 1969.
  48. Йога Махариши: Королевский путь к Просветлению. Sands WF. Maharishi’s Yoga: The Royal Path to Enlightenment. Fairfield, Iowa: Maharishi University of Management Press; 2013.

Трансцендентальная Медитация

Слушай свое сердце!

Обучение медитации в России +7 921 772 7970

20 знаменитостей о ТМ

7 шагов обучения Трансцендентальной Медитации

Бесплатная вводная лекция (45–55 минут)
Личная встреча (5–10 минут)
День 1: Персональная инструкция (1–2 часа)
День 2: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 3: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 4: Проверочная сессия (60–90 минут)
Завершение курса

Свяжитесь с вашим местным учителем ТМ.

Заявка на участие в ближайшем вебинаре

Теперь, не выходя из дома или офиса, вы узнаете:

Что такое Трансцендентальная Медитация (ТМ) и как ее практиковать
Как забыть о стрессе и страданиях, и начать жить полной, счастливой жизнью с помощью ТМ
Почему ТМ работает сразу же, с первого дня

Занятия онлайн проводят квалифицированные Учителя ТМ с многолетним опытом.

Рэй Далио: Как работает техника ТМ

Задайте Ваш вопрос в Вацап

Вам ответит квалифицированный учитель Трансцендентальной Медитации:

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное