Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.57
Тот, у кого нет ни к чему чрезмерного пристрастия, кто не ликует и не испытывает отвращения, получая хорошее или дурное, его интеллект устойчив.
Человек, чей ум утвердился в Единстве сознания-блаженства, по опыту знает, что его высшее “Я” отделено от всякой деятельности. Он действует в поле относительности, но опыт не производит на него какого-либо глубокого впечатления. Поэтому он естественно останется последовательным в своем мировоззрении и в поведении по отношению к другим, даже ощущая разнообразную природу мира.
Многие комментаторы этих стихов внедряли мысль о том, что, для того чтобы достигнуть состояния устойчивого интеллекта, человеку нужно стараться быть бесстрастным и отрешенным. Но в области поведения и опыта напряжение от попытки быть бесстрастным и отрешенным от страдания, создать невозмутимое настроение в удовольствии и в боли приносит уму лишь неестественный чрезмерный стресс, приводя к неестественному и искаженному состоянию внутренней личности. Практика такого рода вносила в жизнь скуку, искусственность и напряженность во имя духовного роста; она лишила блеска многих гениев всех поколений минувших веков. Вследствие этого в интеллектуальных кругах общества во всем мире возник некоторый страх перед духовной жизнью, который зашел так далеко, что сегодня молодые и энергичные люди находят затруднительным даже обсуждение духовной практики.
В своем ответе на вопрос Арджуны Господь хочет довести до него, что благодаря практике Трансцендентальной Медитации ум становится проникнутым божественным разумом и блаженством. После этого, даже действуя в миру, человек естественно сохраняет состояние невозмутимости.
Этот стих никогда не может быть истолкован с точки зрения создания настроя или контролирования ума в попытке пережить уравновешенность интеллектуально. Он раскрывает, что человек устойчивого интеллекта по природе основывается на непривязанности.
К несчастью, некоторые толкователи зашли так далеко в своем искаженном представлении истины этого стиха, что не одобряют даже наслаждения полностью распустившимся цветком или отказа от увядшего. И этот способ сделать жизнь холодной и бессердечной был рекомендован как путь обретения утвердившегося интеллекта. Какая жестокость по отношению к жизни!
Ошибочно копировать поведение реализовавшегося человека, оставаясь в нереализовавшемся состоянии. Если бедный выдает себя за богатого и пытается вести себя, как он, это только приводит к напряженности. Поверхностно копируя поведение богатого человека, он не разбогатеет. Точно так же поведение человека устойчивого интеллекта не является эталоном для того, чей интеллект неустойчив. Если он попытается идти по этому пути, его жизнь станет холодной, обделенной качествами сердца и ума. Такая участь постигла многих искренних искателей Истины с давних веков. Заблуждающиеся интерпретации стихов, подобных этому, которые обнаруживаются почти во всех писаниях, в ответе за духовную скудость бесчисленных поколений.
Не должно забывать, что есть два пути жизни: путь домохозяина и путь отшельника. И домохозяин, и отшельник, если они медитируют и достигают состояния устойчивого интеллекта, продолжают следовать каждый своим жизненным путем. Домохозяин, по своей натуре привыкший к полю деятельности со всем многообразием феноменального существования, продолжает деятельность в миру, в то время как отшельник продолжает быть отрешенным от мирских дел. Просто состояние устойчивого интеллекта приносит им осуществление. Они поднимаются над привязанностью и отрешенностью, находя свою жизнь на уровне вечности, не ограниченные каким-либо пределом времени, пространства и причинности, над путами любых общественных обязанностей. Их жизнь — это космическое существование. Для них нет разницы между днем и ночью: бодрствуют они или спят, они утвердились в единстве божественного разума и блаженства. Этот мир радостей и скорбей, большого предпринимательства и честолюбивых замыслов для них подобен миру кукол и игрушек, в которые играют и которыми тешатся дети. Игрушки приводят в восторг детей, но взрослых они оставляют равнодушными. Человек устойчивого интеллекта остается уравновешенным, не испытывая радости или отвращения “получая хорошее или дурное”.
“Нет чрезмерного пристрастия” — значит не слишком эмоционально привязан. Но это не подразумевает, что человек устойчивого интеллекта холоден и сердце его лишено тепла. Как раз наоборот, только он — человек полного сердца. Он — безграничный океан любви и счастья. Его любовь и его счастье наполняют и переполняют его сердце, изливаясь для всех одинаково; вот почему у него нет “ни к чему чрезмерного пристрастия”.
Можно утверждать, что отрешенная и непоколебимая природа человека устойчивого интеллекта, описанная в предыдущем стихе, основана на принципе непривязанности, как учит этот стих. Такая непривязанность развивается естественно с ростом осознания высшего “Я” как отделенного от деятельности. Такое же естественное состояние непривязанности лежит в основе деятельности в состоянии устойчивого интеллекта, даже когда чувства сохраняют “удаленность” от их объектов, как показано в следующих стихах.
Назад | Оглавление | Вперед