Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.28
Всегда так собираясь, йог, освобожденный от порока, с легкостью достигает контакта с Брахманом, который есть бесконечная радость.
Здесь Господь раскрывает вполне прозрачно, что реализация космического сознания совсем не трудна. Оно легко достижимо.
“Всегда так собираясь” дает выразиться моментам, раскрытым в четырех предыдущих стихах.
“Всегда” здесь не означает непрерывности времени. Это значит регулярно, как часть повседневного распорядка. Оно непосредственно связано со словом “так”, которое указывает, что, когда бы йог ни “собрался”, ему надлежит это делать именно таким особым образом.
“Свободный от порока”: любому опыту должно соответствовать определенное состояние нервной системы’. Самое нормальное состояние нервной системы человека то, которое может поддержать “контакт с Брахманом”, вездесущей Реальностью. Это обязательно должно быть состояние крайней утонченности и гибкости, и это возможно, только когда нервная система совершенно чиста. Такая чистота требует, чтобы функционирование нервной системы ни в коей мере не противоречило законам природы. Влияние, которое она оказывает, должно поддерживать всякую жизнь, осуществляя космическую цель.
Интересно заметить, что первая половина стиха 15 — тот же текст, что и данный стих, за исключением того, что там йог дисциплинированного ума, тогда как здесь “освобожден от порока”. Это важное различие приносит соответственно разные результаты: в приведенном ранее примере исход — “покой” и “освобождение”, а в данном это “бесконечная радость”.
Из этого сравнения ясно, что если нервная система не освобождена от порока, то, даже хотя она может дать ощущение покоя и свободы, она не может дать начало бесконечной радости.
Повторная практика “собирания” себя и достижения трансцендентального сознания продолжает очищать нервную систему, пока она не станет настолько чистой, чтобы быть способной дать начало состоянию сознания, описанному как “контакт с Брахманом”.
“С легкостью достигает”: потому, что практика легка, и образ жизни, который предписан, также легок и удобен. Практика легка, так как она представляет собой движение ума по направлению, по которому он следует совершенно автоматически, то есть по направлению к блаженству. Это учение о пути, который легок, и напоминает, и дополняет учение стиха 40 главы II, в которой Господь провозгласил этот метод свободным от любого сопротивления.
Уже было разъяснено, что практика Трансцендентальной Медитации, выводя ум в трансцендентальное сознание, также приносит чистоту всем аспектам жизни и настраивает ее в созвучии с природой. Одна практика достигает всего этого1. Практика сама по себе находится в полном согласии с самой природой ума, и именно это делает “контакт с Брахманом” легким.
“Контакт с Брахманом”: в комментарии к стиху 20 утверждалось, что в трансцендентальном состоянии сознания ум становится Бытием. Когда Бытие поддерживается естественным образом, тогда даже в то время как ум находится вне, в относительном поле, контакт с Брахманом реализован. С практикой, описанной в предыдущих стихах, и с легким образом жизни это высокоразвитое сознание, говорит Господь, достигается “с легкостью”. Результат — бесконечная радость.
Следует заметить, что именно “контакт” — бесконечная радость, а не Сам Брахман. Брахман, являющийся всепроникающей массой блаженства не проявляет какого-либо качества блаженства. Он может быть уподоблен массе энергии — материи, — которая не проявляет какого-либо качества энергии. Этот стих выделяет особо величие “контакта”; он не формулирует природу Брахмана.
Брахман это то, что не может быть выражено словами, даже хотя Упанишады употребляют слова, чтобы просветить нас насчет Его природы. В области речи Брахман заключается между двумя противоречивыми заявлениями. Он и абсолютен, и относителен в то же самое время. Он есть вечное нетленное, даже будучи в то же время вечно меняющимся. Говорят, что Он и это, и То. О Нем рассказывают, как о Сат-Чит-Ананде, но включает Он также то, что не есть Сат, что не есть Чит и что не есть Ананда2. Он находится за пределами речи и мысли, и все же вся сфера мысли и речи заключается внутри Него. “Внутри Него” и “Без Него” — просто выражения, и подобно любым другим выражениям по поводу Брахмана, они не отдают должного ни Брахману, ни говорящему, ни слушающему. Человек с легкостью живет Брахманом, но о Брахмане нельзя рассказать в том смысле, что слова неадекватны, чтобы объять То, что является безграничной полнотой трансцендентального Бытия и полнотой деятельной жизни в то же время. Стих 29 Главы II говорит о Нем как о “чуде”; потому что это не что-то , что может быть понято интеллектуально; это не что-то, что может быть оценено эмоцией.
Этот стих и его выражение “с легкостью” придает дополнительное значение прежним стихам о Брахмане: “Это состояние Брахмана, О Партха. Достигнув его, человек не заблуждается. Утвердившись в нем, даже в последний момент, он достигает вечной свободы в божественном сознании”3; “слившись своим “я” в Единении с Брахманом, он наслаждается вечным счастьем”4; “будучи един с Брахманом, достигает вечной свободы”5.
Брахман — смысл нашей жизни, и истина о Нем состоит в том, что Им живут “с легкостью”.
Великолепие этого стиха — также и великолепие Бхагавад-Гиты. Вечная слава цели человеческих стараний в том, что человек “с легкостью достигает контакта с Брахманом, который есть бесконечная радость”.
Назад | Оглавление | Вперед